Плод фантазии
(1634-35) 307 x 367 см Музей Прадо, Мадрид Картина входит в серию исторических полотен Веласкеса, созданную для оформления только что отстроенного королевского дворца Буэн Ретиро в Мадриде и воспевающую военные победы короля Филиппа IV. Голландский город Бреда был захвачен испанскими войсками в 1625 году - в ходе войны с Нидерландами, боровшимися за свою независимость. Испанское владычество длилось недолго. Уже спустя двенадцать лет, в 1637 году, Бреда была возвращена голландцам. Оба главных героя картины ко времени создания полотна умерли. Речь идет об Амбросио Спиноле, знаменитом испанском полководце (он стоит справа), и Юстине Нассауском, голландском военачальнике, потерпевшем поражение в сражении за Бреду (его фигура - слева). Передача ключей от города - плод фантазии Веласкеса. Как правило, побежденный опускался перед победителем на колени, однако художник выбирает для Юстина другую, не менее драматичную, позу. Незадачливый защитник города склоняется перед Спинолой, а тот мягким жестом кладет руку на плечо голландца. Впрочем, психологически тут Веласкес не погрешил против истины - Спинола славился рыцарским характером и гуманным отношением к побежденному врагу.
Победители и побежденные
Юстин Нассауский (1559-1631) большую часть своей жизни провел в боях против испанцев, причем не только на суше, но и на море.
Амбросио Спинола (1569—1630), итальянец по рождению, верно служил испанскому королю. Веласкес хорошо знал полководца. В первый раз отправившись в Италию (в 1629 году), он оказался с ним на одном корабле.
Фигура в шляпе с плюмажем, написанная справа, представляет собой, по мнению некоторых искусствоведов, автопортрет художника.
Грозный частокол пик энергично «штрихует» фон в правой части полотна. Этой детали картина обязана своим «ходовым» названием — «Пики».
|
| |
|