Филипп IV
(1631-32)
195 х 110см
Национальная галерея, Лондон
Видимо, это был первый портрет короля, написанный Веласкесом после своего возвращения из Италии в 1631 году. Пока художник находился в отъезде, Филипп IV не желал позировать другим живописцам, что нашло отклик в атмосфере, пронизывающей эту работу. Есть в ней что-то от радости долгожданной встречи. Этот портрет - одно из немногих произведений, подписанных Веласкесом (среди других подобных вещей отметим портрет папы Иннокентия X). Подпись - своего рода оценка художником собственного труда. Костюм, в котором здесь изображен король, давно стал знаменитым. Если рассматривать картину вблизи, то она превращается в набор хаотических мазков краски; стоит же отступить на пару шагов назад, и эта художественная «какофония» волшеб ным образом преображается в сверкающее серебром одеяние. Первые сведения об этой картине относятся к XVIII веку. В то время она украшала библиотеку дворца-монастыря Эскориал, расположенного неподалеку от Мадрида, но вполне вероятно, что до этого портрет изрядно «попутешествовал».
Подробности этикета
Массивная золотая цепь со знаком ордена Золотого руна красуется на груди Филиппа IV.
В рыцари этого ордена, основанного в XV веке,
посвящались только представители знатнейших фамилий.
Подпись Веласкеса зафиксирована на листке бумаги,
который держит в руке король.
На столе лежит шляпа Филиппа.
Король снял ее с головы,
словно в ожидании встречи с явившимися на аудиенцию посетителями.
Левая рука Филиппа лежит на эфесе его шпаги.
Этот жест является традиционным знаком власти и могущества