Шедевр Веласкеса
(1656) 318 x 276 см Музей Прадо, Мадрид Этот шедевр Веласкеса — одна из самых загадочных картин в истории европейской живописи. Что же, в конце концов, происходит на этом полотне? Быть может, Веласкес писал портрет инфанты Маргариты, когда в его мастерскую заглянули король с королевой? Или он «портретировал» королевскую чету, когда в мастерскую вбежала инфанта со своими фрейлинами и карликами? А не был ли замысел художника еще более тонким: изобразить самого себя в момент творчества? Большинство искусствоведов склонно считать, что «Менины» — это своеобразный «творческий отчет» Веласкеса, «живопись о живописи». Художник стремился утвердить статус живописца, подчеркнув творческую составляющую его труда, многим казавшегося элементарным ремесленничеством. И все-таки, по большому счету, вопрос остается открытым, провоцируя на создание «интерпретационных» текстов и бесконечных творческих «повторений» -реплик-цитат. Особенно много их появилось в XX веке. Яркий пример - «Менины» послужили основой для большой серии картин Пикассо, созданных в 1950-е годы. Об этой работе Веласкеса не однажды писал великий испанский философ Ортега-и-Гассет. Мишель Фуко включил текст «Придворные дамы» (с подробным описанием шедевра Веласкеса) в книгу «Слова и вещи» — своеобразное «евангелие» всякого последовательного постмодерниста.
Королевский двор: «от и до»
Крест Сант-Яго После смерти Веласкеса король Филипп IV распорядился дописать на груди художника рыцарский крест Сант-Яго. В момент создания «Менин» наш герой еще не был посвящен в рыцари этого ордена (это случилось тремя годами позже).
Отражение в зеркале Королевскую чету мы видим отраженной в зеркале, но именно этот «удаленный» образ обусловливает весь характер сцены, собирая ча себе нити всеобщего внимания. Показывать чье-то присутствие с помощью подобных зеркальных отражений придумал Ян ван Эйк. Этот прием он использовал в «Портрете четы Арнольфини», находившемся в коллекции испанского короля.
Свободный мазок О том, насколько свободно Веласкес обращался с кистью, говорят его элегантно согнутые пальцы, написанные несколькими легкими мазками светлого и темного тонов.
В дверном проеме В проеме дальней двери мы видим силуэт гофмаршала двора. Его взгляд направлен в сторону короля и королевы, а согнутый локоть руки обозначает точку, в которой сходятся линии перспективы. Согласно ее законам, король и королева должны располагаться строго напротив него.
Взгляд инфантыВеласкес буквально «сфотографировал» лицо пятилетней инфанты в тот момент, когда она повернула его к стоящим перед ней родителям. Тут схвачено само движение — очевидно, что в предыдущее мгновение она наблюдала за собакой, которую поддразнивает стоящий в правом углу картины карлик
Свита инфанты Карлица Мари Барбола и карлик Николас Пертусато входили в число шутов, которых держали при королевском дворе ради забавы. Таким образом, в «Менинах» Веласкес дает достаточно полный «социальный» срез королевского
двора — от Царствующих особ до представителей социального низа
В. Серов. Похищение Европы. 1910 | Густав Климт, Поцелуй. 1907—1908 гг. | Старая кухарка |
|
| |
|