Музей Прадо

Музей ПрадоНигде в мире творчество Веласкеса не представлено так широко, как в мадридском музее Прадо. Здесь хранится почти половина всех уцелевших работ художника. Среди них — и его общепризнанные шедевры.

Хотя бы одна картина Веласкеса найдется в любом крупнейшем музее мира, но две или три — уже великая редкость. На этом фоне выделяется лондонская Национальная галерея, владеющая девятью работами великого испанского живописца. Практически ничем не отстает от нее венский Художественно-исторический музей. У него, правда, есть некоторая «специфика» — здесь представлены в основном «детские» портреты Веласкеса, запечатлевшие королевских отпрысков. И все же оба эти собрания намного уступают лучшей и обширнейшей в мире коллекции работ Веласкеса, хранящейся в музее Прадо в Мадриде. В ее составе — более 50 картин Веласкеса, то есть почти половина всех дошедших до нас его работ. И если говорить по справедливости, то это закономерно и правильно: именно музей Прадо нужно признать наиболее удачным, а может быть, и единственным местом в мире, где могут и должны храниться произведения гениального мастера.

В переводе с испанского, «прадо» означает «луг», а применительно к топографии Мадрида — это старинный парк, известный с XVI века. Он представляет собой излюбленное место отдыха горожан. «Здесь, и только здесь, — цитируем свидетельство, датируемое 1560 годом, — вы можете в полной мере насладиться как прохладным вечерним воздухом, так и звуками хорошей музыки». Отметим, что это свидетельство никак нельзя назвать полным — славен был этот парк, помимо прочего, и как традиционная «площадка» проведения дуэльных поединков, и как укромная «точка» для случайных любовных связей. В 1774 году (шла эпоха Просвещения — с ее трепетным отношением к рацио¬нальному, преимущественноМузей Прадоестественнонаучному, знанию) по распоряжению короля Карла III и в рамках задуманного им благоустройства города (именно в это время в Мадриде появились, например, первые уличные фонари) в парке заложили ботанический сад, а чуть позже построили рядом здание, в котором предполагалось разместить академию наук.

Архитектурный проект здания выполнил Хуан де Виллануэва (1739—1811), адепт строгого неоклассицизма, самого модного в то время в Европе художественного направления. Этот, одобренный в 1787 году королем, проект предусматривал, что в новостройке будут соседствовать академия наук (для нее отводился первый этаж) и естественно-исторический музей (на втором этаже). Возводили громадное здание около 20 лет, но, прежде чем успели его «заселить», оно оказалось разграбленным французами, оккупировавшими Испанию в 1808 году. Наполеоновские солдаты умудрились даже ободрать свинцовые листы, покрывавшие крышу. В 1814 году Наполеон потерпел поражение, и на испанский престол возвратился свергнутый им король Фердинанд VII. Уже в 1816 году Фердинанд издал указ о восстановлении здания и перемещении в него части картин из королевской коллекции.

19 ноября 1819 года музей открыли для публики. При этом было оговорено, что посетители не будут допускаться в музей «в дождливые дни, когда вокруг слишком много грязи». Поначалу собрание музея состояло из 311 картин (исключительно испанских авторов). Среди них были и 44 полотна Веласкеса, в том числе и такие шедевры, как «Сдача Бреды» и «Менины». Доживший до открытия музея 73-летний Гойя был представлен двумя картинами.
Музей Прадо
Между тем, в самой королевской коллекции, поделившейся с музеем, насчитывалось более 5000 полотен. Постепенно почти все они «переехали» в Прадо. В 1821 году в экспозицию музея включили итальянскую живопись (в частности, шедевры Рафаэля и Тициана), а в 1843 году — фламандскую, «полномочными послами» которой стали работы Рубенса и Ван Дейка. Таким образом, узкие национальные границы, к искусству не имеющие никакого отношения, оказались взорваны.

В 1868 году в Испании произошла революция. Правившая в то время королева Изабелла II лишилась трона и бежала из страны. И хотя спустя два года была восстановлена конституционная монархия, статус музея Прадо навсегда изменился; его собрание стало достоянием всего испанского народа. С тех пор музейная коллекция пополнилась многими произведениями европейских художников, но в целом по-прежнему отражает вкус испанских монархов XVI и XVII веков. Именно эти короли приобретали полотна, составившие неразложимое музейное «ядро». Поэтому полнее всего в музее представлены работы мастеров, бывших фаворитами Филиппа IV и его деда, Филиппа П.

Здание Прадо — это не только собрание шедевров, но и шедевр само по себе. Его фасад сохранился в первоначальном виде, хотя внутренние помещения неоднократно перестраивались и модернизировались. В последние годы началось строительство пристройки, которая призвана удлинить одно крыло здания, связав его с церковью святого Иеронима, стоящей напротив. Эта церковь XV века с недавних пор является собственностью музея. Спроектировал пристройку Рафаэль Монео (год рождения — 1937), известный тем, что в 1990-е годы по его же проекту построили Музей современного искусства в Стокгольме.

Сверху вниз:Как снаружи, так и внутри, представляет собой великолепный образец испанского неоклассицизма.
На фасад музея смотрит каменный Гойя. Более ста его работ хранится в музее Прадо.
Картину «Триумф Вакха» (другое название - «Пьяницы») Веласкес написал в 1629 году.


Музей ПрадоНеобходимая информация
Адрес музея:
Мuseo del Prado Раseо del Prado s/n 28014 Мadrid
Телефон: Факс:
(0034) 91 330 28 00 (0034) 91 330 28 56
Время работы:
Вторник - пятница: 09.00-19.00 Воскресенье и праздничные дни: 09.00-14.00 Выходной день: понедельник
Музей закрыт 1 января, в Страстную пятницу, 1 мая и 25 декабря
К услугам посетителей:
Свободный вход в воскресенье
Кафе
Библиотека
Скидки для студентов
Скидки для пенсионеров
Экскурсии

Распутица. 1894

Завтрак. Веласкес

Этюд с деревом



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.