Стиль и техника

Стиль и техникаМазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной.

Работая над картиной, художник предполагал, что глядеть на нее будут с некоторого расстояния. Есть один важный нюанс в образе самого Веласкеса, присутствующего на этом полотне. Это кисти, которыми он пишет, — точнее, их размеры, позволявшие живописцу работать как бы «дистанционно», то есть смотреть на свою картину глазами будущего зрителя.

Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Оно проявляется во многих его работах. Так, на портрете папы Иннокентия X, написанном в 1650 году, с необычайной достоверностью передана алая, переливающаяся ткань мантии. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы — шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка — на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил.

Справа: На этом парадном портрете «Инфанта Маргарита в розовом платье» переливающаяся, воздушная ткань написана множеством цветных крапинок. Штрих Веласкеса при этом отличается необыкновенной свободой.




11. СВЕТ И ТЕНЬ
«Менины» буквально переполнены замечательными деталями. Для того чтобы показать, каким образом Веласкес писал фактуру ткани, наш художник выбрал фрагмент с изображением парчового платья инфанты Маргариты. Сначала он сделал точный предварительный рисунок, а затем наложил основной тон. На этой стадии самым важным было правильно распределить светотень (для воссоздания оттенков тона еще не пришло время). Четко обозначив светлые и темные участки изображения, наш художник принялся осторожно добавлять и смешивать цвета, накладывая краску в несколько слоев. Его палитра на этом этапе состояла из титановых белил, черной краски, сырой умбры, жженой сиены, желтой охры и красной винзорской краски.




22. НАЛОЖЕНИЕ ФОНА
Это была самая простая часть работы. Наш художник воспроизвел фон и уточнил детали юбки инфанты. Юбку он написал теми же красками, что и верхнюю часть платья, - то есть белилами, черной краской, сырой умброй и жженой сиеной (с добавлением желтой охры там, где нужно было воссоздать коричневатый тон). Для «повторения» фона понадобилась черная краска (с добавлением небольшого количества сырой умбры).







33. БЛЕСТЯЩАЯ ФАКТУРА
Кажется, в платье инфанты на этом этапе практически ничего не изменилось. Но это не так. Для того чтобы фактура ткани стала блестящей, нашему художнику пришлось немало потрудиться. Он без устали накладывал один на другой слои краски, используя все ту же палитру. Максимальное совпадение оттенков тона стало последней целью его работы. При этом сохранялась обычная последовательность: сначала - темные участки изображения, потом - светлые. Достижение веласкесовской «глянцевости» потребовало растирания и смешивания красок прямо на полотне. Так вернее было добиться тонких переходов цвета и тона. Кисть была отложена в сторону, в ход пошли пальцы.



Менины

Музейноe собраниe

Портрет Филиппа IV



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.