Вершина портретной живописи
(1650) 140 х 120 см Галерея Дориа-Памфили, Рим Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Картина осталась там же, где и была написана, - в Риме, и поэтому приобрела широчайшую известность - в отличие от многих других работ художника, укрытых от посторонних глаз в покоях королевских дворцов. На огромную популярность этого портрета в Италии указывают десятки копий, сделанных с него, что для того времени представлялось делом совершенно необычным. И почти невероятным. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. По свидетельствам современников, жестокость и подозрительность прекрасно уживались в этом человеке с острым умом, замечательной образованностью и несгибаемой волей. Картина необыкновенно характерна для виртуозной манеры Веласкеса - особенно это проявляется в том, как он создает ослепительную гамму красных тонов.
Глубокая наблюдательность
Световые блики ложатся на румяное лицо папы. Веласкес прописывает даже капельки пота, выступившие на лбу и на носу модели. Вообще, в этой работе художник категорически отказывается от украшательства», и, тем не менее, собственный портрет привел папу в полный восторг.
Жидкая борода папы описана многими мемуаристами. Более «традиционный» живописец непременно «сгустил» бы ее, но Веласкес не захотел этого делать.
Глубоко посаженные, холодные глаза героя картины внимательно смотрят на зрителя, открывая нам человека умного, проницательного, коварного и безмерно жестокого.
Контуры пальцев правой руки слегка размыты, и это создает ощущение, будто они нервно подрагивают от избытка рвущейся наружу энергии.
Музей Прадо | Музей Прадо | Музей Прадо |
|
| |
|