Христос в доме Марфы и Марии
(1619-20)
Эта картина молодого Веласкеса, еще не покинувшего родную Севилью, обличает довольно сильное влияние
Караваджо, характерное для севильского периода творчества мастера. Но вместе с тем она и необыкновенно показательна, являя прекрасный пример «сплавления» двух совершенно «чужих» друг другу жанров, о котором шла речь в разделе «Стиль и техника».
С одной стороны - явно религиозный сюжет, трактующий известную евангельскую историю (картина на стене, на которую указывает старуха тоскующей девушке), с другой - типичный бодегонес. «Низкая» тема (обыденность) накладывается на «небесную» (Христос в гостях у Марии и Марфы), и наоборот. Впрочем, первое, кажется, перевешивает. Порой кажется, что евангельский сюжет здесь служит лишь поводом для того, чтобы создать замечательный «фламандский» натюрморт с рыбой, головками чеснока и яйцами.