"Триумф Вакха"
В “Триумфе Вакха” преобдадают коричнево-серые тона, перехо-дящие в одеждах в охристые и желтые, а в пейзаже в оливково-зеленые итемные серо-голубые. Не умея еще объединить фигуры с пейзажем посредствомсветовоздушной среды, Веласкес все же стре-мится связать их сближениемтональных оттенков некоторых фигур с цветом холмов, земли, листвы. В тоже время в коричнево-серую гамму художник неожиданно вводит роскошныйшелковый сирене-во-розовый плащ Вакха.
“Триумф Вакха” показывает, какого уровня достигло искусство Веласкеса перед первой поездкой в Италию.
В 1631 Веласкес возвращается из Италии в Мадрид и получает заказ от короля написать портрет наследника трона: "Портрет Бальтасара Карлоса в сопровождении карлика" (1631, Бостон, Музей изящных искусств). В это же время Веласкес создает "Распятие" (1631, Мадрид, Прадо) для монастыря бенедиктинок Сан Пласидо в Мадриде, написанное легкими, прозрачными мазками.
Он все больше внимания уделяет пейзажу, который в живописи Испании еще не получил самостоятельности. Но мастер использует пейзаж в качестве фона в сериях парадных конных портретов, которые он создает по заказу короля в 1630-е. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. На фоне тонко прописанных пейзажей показаны всадники: мужчины в костюмах полководцев, женщины – в роскошных туалетах. Вторая серия из трех портретов, на которых члены королевской семьи показаны в охотничьих костюмах, отличается большей интимностью. Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. В охотничьих портретах Веласкес достигает светового единства первого и второго планов, хотя до конца они еще не объединены: "Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме" (1634, Мадрид, Прадо).
Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина "Сдача Бреды" (1634–1635, Мадрид, Прадо). Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать "Зал королей". Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха; в центре картины изображался главный герой в окружении свиты; вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др.), часто вся картина представляла собой аллегорию. Веласкес отказался от этих условностей, закладывая основы реалистической исторической картины. В центре полотна показаны испанский и голландский полководцы в момент передачи ключей от крепости. Драматизм раскрывается через психологические характеристики главных действующих лиц, показанных с портретной достоверностью.
Пейзаж "Сад виллы Медичи", написанный Веласкесом призолотистом свете приближающего заката. Художник выбрал ме-сто в восточномуглу открытой площадки, которую справа в отдале-нии замыкает нарядныйзадний фасад виллы, а слева, рядом, с де-ревьями – каменная ограда. Впейзаж Веласкеса попала лишь одна ниша и отделенная пилястрамибольшая лоджия с высокой полу-круглой аркой посередине и двумя менеевысокими прямоугольны-ми проемами по сторонам. Стена бельведера –еепропорции, арки, пилястры, колонки, балюстрада, карнизы, ниши – всекомпоненты архитектурного решения отличаются благородством пропорцийи связаны в единое целое. Но на этом гармоничном архитектурном мо-нументесказались разрушающие следы времени. Кусок карниза под балюстрадойотвалился, белая штукатурка осыпалась, стерлась и местами через неепроступила кирпичная кладка…На мраморной ба-люстраде теперь повешено длясушки какое-то белье и служанка, пе-регнувшись через парапет,переговаривается со стоящими внизу мужчинами…
Но эти прозаические детали, может быть, внесшие ноту горечи ввосприятие художника, не заслонили от него поэтическое очарова-ниевиллы парка Медичи. Для своего пейзажа художник выбрал место, с которогоэто смешение будничного быта и величественного фона выступает особенноясно. А слева от нас возвышается огромная античная статуя. День клонится квечеру, и неяркий, рассеянный свет влияет на окраску предметов и какбы пронизывает теплый летний воздух. Веласкес превосходно видит игруменяющегося освещения на предметах. Он не боится придать всей белойстене зеленоватый оттенок и в то же время сохраняет удивительнуюлегкость и прозрачность теней. Изощренный глаз художника замечает влистве деревьев тонкие тональные переходы оттенков-оливковых, рыжеватых,серозеленых; он видит на стене галереи оттенки голубоватозеленые ичуть розовые, на темных досках – коричневато-серые и т.д., и все, чтозаметило его острое зрение живописца, Веласкес с удиви-тельной легкостьюи свежестью восприятия переносит на холст, добиваясь того, что все этимногообразные оттенки сливаются в общий тон, как это бывает в самойприроде. А предзакатное золотистое освещение вносит в этот лирическийпейзаж нотку задумчивой грус-ти.
С пейзажами работали так же художники Куинджи, Левитан, Шишкин и многие другие.
Папа Иннокентий X | Распутица. 1894 | Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду.1851 |