Дарьяльское ущелье
(от персидского "дар" - "дверь")
Наиболее узкое (до 300 м.) малонаселенное ущелье Хеви. На первом километре находится так называемый замок Тамары; на втором километре отходит Кистинское ущелье, из которого в Терек впадает река Кистинка. На четвертом километре расположен Гвилетский мост, где шоссе переходит на левый берег Терека и идет дальше по направлению к селу Казбек. От моста идут пути к селу Гвилети, озерам Тба, Девдоракскому леднику и альпинистскому лагерю, расположенному возле него. Высота наиболее низкой части Дарьяльского ущелья (Дарьяльский пост) 1268 м., Гвилетского моста — 1404 м. От Гвилетского моста до села Казбек 8 км. с подъемом на 306 м. На этом отрезке Дарьял расширяется, постепенно переходя в Хевское ущелье. Населенных пунктов в Дарьяле два: Дарьяльский пост, в котором живут несколько мохевцев, и село Гвилети, населенное ингушами, выходцами из соседней Ингушетии. Замок Тамары представляет собою остатки защитных сооружений Дарьяльского прохода, воздвигнутых в первые века нашей эры (II—III в.). Скала, на которой он расположен, поднимается над Тереком почти на 60 м. и находится в начале ущелья против его наиболее узкой части. Сохранилась западная башня, остатки стен толщиною в 1—2 м. и высеченный в них сводчатый проход.
Из крепости открывается вид на Дарьял, Терек и Кистинское ущелье на востоке. К северу от скалы видна полуразрушенная боевая башня, а у подножия скалы — развалины Дарьяльского укрепления, выстроенного российским самодержавием при постройке дороги — в начале XIX в. Народная фантазия связала скалу и сооружения на ней с эпохой расцвета Грузии (XI — XIII в.), отождествив заключенную в этом замке Тамару Имеретинскую по прозвищу “Коварная” (XVI в.) с царицей Тамарой, воспетой Руставели (XII — XIII в.). Лермонтов в балладе “Тамара” использовал одну из этих легенд. Маяковский после поездки по Военно-Грузинской дороге блестяще спародировал легенду о Тамаре стихотворением “Тамара и Демон”.
Уже Плиний в "Historia naturalis" упоминает о Кавказских воротах в стране Иберии или Иверии (Грузии), через которые прорывался с шумом горный поток Diriodoris; на вершине скалы, в ущелье, находился замок Кумания. У Прокония Кесарийского, автора "Истории войн римлян с персами", встречается описание Каспийских ворот на север от страны иверов. По грузинским летописям эта теснина именовалась различно: Раль-ани, Даргани, Даргали, Дариан, Дариалани, Дариальскани и др. Все приведенные имена имеют один корень — персидское слово дар или дер, соответствующее русскому слову дверь. У персов проход известен под именем Дар-и-алан (дверь или ворота аланов); арабское наименование — Баб-аль-алан (ворота аланов). Грузины переняли от персов их названия; на чисто грузинском языке это ущелье называется Хевис-кари (ворота ущелья). Из грузинских летописей видно, как часто Закавказье подвергалось нападениям горцев, производивших свои набеги через Дариальскую теснину; для ограждения этого пути на неприступных, крутых скалах воздвигались крепости и башни.
Первым строителем их считается иверийский царь Мирван из династии Небротидов, живший за 150 лет до н.э. Затем сооружения не раз были возобновляемы грузинскими царями Вахтангом Гургасланом (446 - 499 г.) и Давидом Возобновителем, в XII в. В настоящее время сохранились только развалины башни на вершине крутой скалы, на левом берегу Терека, и крытый ход из крепости к реке. Народные легенды приписывают постройку всех сооружений царице Тамаре. Терек на всем протяжении Дарьяльского ущелья течет с такой силой, что его невозможно перейти вброд. В конце XVIII в. проезд по дороге через ущелье был опасен, особенно зимою, когда все бывало занесено снегом и лишь воткнутые шесты указывали путнику дорогу, по которой он должен следовать; кроме того, проезжие испытывали большие притеснения со стороны туземцев, которых приходилось за огромную цену нанимать для переноски вещей, так как не только на арбах, но и даже и на лошадях невозможно было в то время перевозить грузы.
Это продолжалось до начала сооружения Военно-грузинской дороги, когда вдоль всей дороги были поставлены редуты для усмирения горцев. В 1809 г. вместо прежних временных мостов был сооружен постоянный. Бывшее укрепление Дарьяльского ущелья лежит на высоте 4122 футов над уровнем моря. Вдоль узкого русла реки Терек проложена северная часть Военно-Грузинской дороги, стиснутая почти вертикальными утесами. Этот самый узкий участок пути называется «Дарьялом», что в переводе с персидского означает «Врата аланов», а сами грузины называют эту теснину «Арагвис кари» («Врата Арагви»). Дарьяльское ущелье соединяет Грузию с Северным Кавказом, и грузины владели им издавна.
Еще в I веке до нашей эры ущелье было перегорожено высокой стеной с железными воротами. Среди укреплений, расположенных вдоль этого ущелья, выделяется Дарьяльская крепость, возведенная на высокой конусообразной скале над левым берегом бурного Терека. С севера и востока, откуда ожидалась самая большая опасность, крепость была неприступна из-за природной крутизны скалы; с запада к ней можно было подойти по перешейку, соединяющему скалу с соседней горой. Впоследствии его перегородили высокой стеной и огороженную территорию превратили в дополнительную площадь крепостного двора.