A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Иван Иванович Панаев


(15 марта 1812 г. — 18 февраля 1862 г., Петербург)

Иван Иванович ПанаевРусский прозаик, поэт, литературный критик, редактор. Родился в Петербурге в богатой и высококультурной дворянской семье (внучатый племянник Г.Р. Державина, племянник известного в свое время автора стихотворных идиллий В.И. Панаева, двоюродный брат публициста В.А. Панаева и беллетриста-бытописателя И.А. Панаева). В 1824 году поступил в Петербургское высшее училище, в феврале 1825 года был зачислен в Благородный пансион при Петербургском университете (окончил в 1830 г.). Первые пробы пера относятся к гимназическим годам; выпускал рукописный еженедельник, в одном из альманахов опубликовал исторический рассказ Бельский и в «Северной пчеле» стихотворение Кокетка (1828 г.). В 1831—1844 г. состоял на государственной службе, за которую не получал жалованья и которую воспринимал как досадное препятствие к литературным занятиям.

Панаев начал как романтик — стихами в духе В. Гюго, А. Ламартина и Г. Гейне а также написал повесть «Спальня светской женщины» (1835 г.), в которой, по собственному признанию, «рабски» подражал А. Марлинскому (Бестужеву). В следующих «светских» повестях нарастает критика аристократической среды, крепнет реалистическая наблюдательность и иронико-сатирическая тональность («Она будет счастлива» (1836), «Сумерки у камина» (1838), «Как добры люди!», «Дочь чиновного человека», «Два мгновения из жизни женщины»).

В 1839—1846 г., был привлечен В.Г. Белинским, активно сотрудничать с журналом «Отечественные записки» как ведущий критик и полемист, автор «физиологических» очерков: «Портретная галерея» (1840 г.), «Петербургский фельетонист» (1841 г.), «Литературная тля» (1843 г.), «Литературный заяц» (1844 г.) и поучительных рассказов и повестей. Например: «Прекрасный человек» (1840 г.), «Онагр», «Барыня» (обе 1841 г.), «Актеон» (1842 г.), «Барышня» (1844 г.), «Маменькин сынок» (1845 г.), Они заимели огромный читательский успех и поставили Панаева, чей талант Белинский называл «дагерротипным», в ряд наиболее острых отечественных социальных критиков, предшественников И.С. Тургенева и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Повести. Очерки (И.И. Панаев)Осенью 1846 г. Панаев и Н.А. Некрасов приобрели журнал «Современник» и стали его фактическими редакторами. Здесь Панаев опубликовал одно из лучших своих произведений – повесть «Родственники» (1847 г.), в которой, предвосхищая роман Тургенева Рудин, дал тип мятущегося «лишнего человека», участника идеалистического философского кружка 1830-х годов. Одним из первых в отечественной литературе Панаев поставил проблему женской эмансипации (роман «Львы в провинции», 1852 г.; цикл очерков-повестей «Опыт о хлыщах», 1854—1857 г. и другие). Одна из самых ходовых тем европейской литературы второй половины XIX — начала XX в. была гибельность погони за материальными благами раскрыта Панаевым через сопоставление трех поколений купеческой семьи в повести «Внук русского миллионера» (1858 г.). Злободневная публицистичность точного, «прототипичного» бытописания Панаева способствовала закреплению в общественном обиходе новых слов-понятий – «литературная тля», «хлыщ», «лев», «приживалка».

В 1847 г. в «Современнике» под псевдонимом «Новый» поэт Панаев публикует (иногда совместно с Некрасовым) литературные пародии на поэтические и драматургические произведения: В.Г. Бенедиктова, Н.М. Языкова, Н.В. Кукольника, Е.П. Ростопчиной, Н.А. Полевого, Л.А. Мея, А.Н. Майкова, А.А. Фета, Н.Ф. Щербины. В 1855 г., предвосхищая литературную маску Козьмы Пруткова, издает «Собрание стихотворений Нового поэта» — в подтверждение мысли, «что можно, не имея ни малейшего поэтического таланта, писать гладкие, звучные стихи... труд чисто механический».

В 1851—1855 г. Панаев вел в «Современнике» рубрику-обозрение «Заметки и размышления Нового поэта о русской журналистике», где, отдавая предпочтение реалистам (Тургеневу, А.Н. Островскому, Л.Н. Толстому), он критиковал сторонников «чистого искусства», славянофилов и «почвенников». Панаев также выступал как театральный и музыкальный критик («Садовский в Петербурге», 1857 г., и т.д.).

В конце 1840-х годов жена Панаева, актриса и писательница А.Я. Панаева, стала гражданской женой Некрасова, что не нарушило дружеских отношений и совместного проживания всех троих.

Журнал Современник (1852 г.)Тесная связь Панаева с радикальным крылом «Современника» и высокая оценка им, несмотря на ряд разногласий, личности и деятельности Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского стоила писателю разрыва со старыми друзьями-либералами — А.В. Дружининым, В.П. Боткиным, П.В. Анненковым.

Принципиальность, доброжелательность и объективность, равно как и личная скромность Панаева проявились и в его мемуарных сочинениях («Воспоминание о Белинском» 1860 г., «Литературные воспоминания» 1861 г., они были не закончены), давших не только яркий и полный рассказ о литературно-театральной жизни Петербурга и Москвы 1830-х — 1850-х годов, но и портрет автора мемуаров, по словам В.А. Панаева, «искренно, горячо и бескорыстно преданного литературе».

Умер Панаев в Петербурге 3 марта 1862 года.

Приемная редакция журнала Современник
Приемная редакций журнала
«Современник».

Книга И.И. Панаева
Литературные
воспоминания.
И.И. Панаев.

Писатели — сотрудники журнала Современник
Писатели — сотрудники журнала
«Современник». В. Тимма. Литография.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.