Глазурь
Стекловидное покрытие на поверхности керамического изделия. Кроме того, глазурью также называют исходный материал, или смесь материалов, которые после нанесения на керамическое изделие и обжига дают соответствующее покрытие. Глазури могут быть прозрачными или непрозрачными, бесцветными или окрашенными, блестящими или матовыми. Основой глазури является кварц, полевой шпат, каолин. В состав глазури вводят также окислы металлов. В зависимости от способа приготовления глазури подразделяются на сырые и фриттованные. Сырые глазури наиболее просты: все компоненты измельчают и смешивают с водой до определённой плотности глазурного шликера. Для получения фриттованной глазури компоненты глазурной смеси фриттуют, то есть сплавляют (обычно при температуре 1200—1300°С), вследствие чего образуются нерастворимые силикаты и другие соединения. После плавления фритту выливают в ёмкость с водой, где она остывает, затем высушивают и тщательно измельчают в ступе.
По температуре спекания глазури подразделяют на тугоплавкие (1100—1350°С) и легкоплавкие (900—1100°С). Плавкость глазури зависит от состава и природы входящих в неё материалов. Различают глазурь для фарфора (1132—1420°С), полуфарфора (1250—1280°С), фаянса (1100—1180°С), майолики (940—1040°С) и другие. На керамические изделия наносят также и другие тонкие покрытия из беложгущихся и цветных глинистых масс (ангобы). Глухие (непрозрачные) белые или окрашенные глазури, применяемые в основном для покрытия металлических изделий, называются эмалями.
Химический состав тугоплавких высокожгущихся глазурей, которые, как правило, наносятся на изделия в сыром виде, т.е. без предварительного сплавления (фриттования), обогащен кремнезёмом и глинозёмом за счёт щёлочноземельных окислов: в состав таких глазурей входят кварц, каолин, глина, природные карбонаты двухвалентных металлов (доломит, мрамор и др.). В большинстве глазурей содержится полевой шпат. Химический состав легкоплавких низкожгущихся глазурей, которые обычно фриттуют, обогащен щелочными и щёлочноземельными окислами и борным ангидридом. Материалы для сплавления таких глазурей: кварц, полевой шпат, бура или борная кислота, карбонат стронция, магнезит, доломит и др.
Сырые глазури готовят путём тонкого помола исходных материалов в шаровых мельницах совместно с добавкой пластичной глины для поддержания частиц стекла во взвешенном состоянии. Глазурь наносят на изделия в виде однородной суспензии. Глазурь окрашивают смешением с пигментами (непрозрачные покрытия) и сплавлением с красящими окислами (прозрачные покрытия). Для глушения используют соединения олова, циркония, титана и др. Существует много способов получения декоративных покрытий, например «кракле» (сетка трещин), «змеиная кожа» (сборка глазури), «кружева» (вспучивание глазури) и другие. Возможна роспись одной глазурью по другой, подглазурная и надглазурная роспись красками и т.д. Глазурь наносят на высушенные изделия и затем подвергают «политому» обжигу (однократный обжиг) либо на предварительно обожжённые изделия (бисквитные) с последующим «политым» обжигом (двукратный обжиг).
Для декорирования изделий из фарфора и майолики часто применяют яркоокрашенные цветные глазури, т.н. поливы. Цвет достигается введением в бесцветную глазурь оксидов и солей металлов. Так, окись кобальта даёт цвет от светло- до темно-синего; окись хрома — зелёный, а при наличии олова — розовый, красный; окись меди используют для получения изумрудно-зелёной, сине-зеленой глазури, а также глазурей медно-красных оттенков для восстановительного обжига; соединения с марганцем дают коричневые, розовые цвета; окись железа — от жёлтого и красного до коричневого и чёрного и т.д.
Задолго до появления синтетических красок и пластмасс древние мастера научились получать глазури, отличавшиеся неповторимостью красок, которые были неподвластны времени и удовлетворяли многим эстетическим потребностям. В большинстве культур обладать глазурованной керамикой считалось престижным. Эти изделия были недоступны простым людям, поскольку приобрести материалы, знание и опыт, необходимые для их изготовления, было весьма сложно. В XVI—XVII в. европейские монархи, стремясь пополнить свои коллекции китайским фарфором, иногда рисковали своей казной. Большой спрос в Европе на «белое золото» побудил ученых попытаться воспроизвести способ получения фарфора.
Керамические глазурованные изделия имеют тысячелетнюю историю. В Древнем Египте, Вавилонии и Ассирии глазурь наносили на украшения (бусы, амулеты), предметы быта (гончарные изделия) и строительные материалы (плитки, кирпичи). Глазурь имела зеленовато-бирюзовые оттенки — подражание излюбленным в этот период изделиям из малахита и лазурита, позднее (около 2550 до н.э.) появляется глазурь тёмно-синего цвета, близкого к индиго. Глазурованные изделия широко применялись в 10—13 в. в Средней Азии: таковы поливные глазурованные кирпичи небесно-голубого цвета для украшения куполов мавзолеев, медресе и мечетей. Белая матовая глазурь, заглушенная окисью олова, известная в Иране в 12—13 в., впервые в Европе получена в 1438 г. итальянским керамистом Лукой делла Роббиа. На основе окисей меди и железа созданы глазурные покрытия, отливающие металлическим блеском, т.н. люстры. Во Франции Б. Палисси (1510—1589 г.) получил изделия с белыми и просвечивающимися цветными глазурями. В России в 16—17 в. широкое распространение получают изразцы с полихромным покрытием. Их называли также поливой; зелёную поливу — муравой (т.н. муравленные изделия).
Ваза с глазурью.
|
Ваза для цветов.
|
Ваза. Двухцветная глазурь.
|