Нью-Йоркский музей современного искусства
(по-английски Museum of Modern Art, сокращенно MoMA)
Один из первых и наиболее представительных музеев современного искусства в мире, послуживший эталоном для многих других собраний подобного рода; крупнейшее в США собрание искусства последней четверти 19—20 в. Был основан в 1928 году, при содействии и покровительстве семейства Рокфеллеров. Изначально он размещался в 6-ти комнатах офисного здания на 5-й Авеню.
Но коллекция музея непрерывно росла, и залы не справлялись с демонстрацией всех экспонатов, поэтому нужно было срочно реконструировать помещения. Со дня основания и до сегодняшнего дня музей несколько раз перестраивался. В 1932 году музей переехал в особняк на 53-й улице, который составляет сейчас часть его современного комплекса. В 1939 году открылось новое здание МоМА рядом со старым, спроектированное Филипом Л. Гудвином и Эдвардом Дюреллом Стоуном. Это была первая нью-йоркская постройка в интернациональном стиле.
В 1951 году рядом открылось Крыло Грейс Рейни Роджерс по проекту Филипа Джонсона (эта постройка была снесена в 1979 г., чтобы можно было возвести новый западный корпус). В 1953 году открылся Сад скульптуры Эбби Олдрич Рокфеллер, спроектированный Филипом Джонсоном.
В 1964 году было завершено строительство восточного крыла и "садового" крыла, а также открылся расширенный сад скульптуры. Архитектором во всех трех случаях вновь выступил Ф. Джонсон. В 1980-1984 г. были построены новое западное крыло и жилой комплекс "Мьюзием Тауэр" по проекту Сезара Пелли. Был заново переделан сад скульптуры. И в конце 1990-х годов музею нужно было совершенно новое модернистское здание, которое соответствовало бы содержанию музея. Поиск архитектора привел Совет директоров в Японию, потому что японская традиционная архитектура легла в основу модернизма.
Здание музея было перестроено заново в 2004 году, по проекту японского зодчего Йошио Танигучи, убежденного модерниста с Гарвардским образованием. Танигучи своим проектом доказал, что модернизм не принадлежит конкретному времени и его возможности неисчерпаемы. Внутри здание спроектировано так, что, кажется, будто посетители парят в каких-то потусторонних прослойках, рассекая многослойное и многоуровневое пространство. Грациозная лестница "Баухауз" плавно изогнув свои линии, напоминающие крышку рояля, спускается вниз. Над ней скульптурный мобиль Александра Колдера плавно раскачивает лопастями. Пройти по этой лестнице - одно из самых сильных впечатлений музея.
МоМА представляет все формы визуального выражения: живопись и скульптуру, рисунки, печатные издания и иллюстрированные книги, фотографию, архитектуру, фильмы и видео. Обширные коллекции музея и его постоянно обновляющиеся выставки, а также просветительная деятельность делают Нью-Йоркский музей современного искусства ведущим центром пропаганды новейших течений европейского и американского искусства, главным образом модернистских.
Музей насчитывает более 100 тыс. предметов. В собрание входят произведения, без которых невозможно себе представить искусство ХХ века: "Звездная ночь" Ван Гога, "Танец" Матисса, "Авиньонские девицы" и "Герника" Пикассо, "Постоянство памяти" Дали, "Птица в пространстве" Брынкуша. В музее также хранятся произведения. П. Сезанна, А. Майоля, Д. Сикейроса, Д. Риверы, X.К. Ороско, Э. Хоппера, Э. Уайета и многих других.
Музей стремится создать диалог между установленным и экспериментальным, прошлым и настоящим, которая должна быть отзывчивой к проблемам и должна быть доступной для публики. Музей современного искусства - она из главных достопримечательностей Нью-Йорка, который ежегодно принимает 2 670 тысяч посетителей.
Авиньонские девицы. П. Пикассо. 1907 г.
|
Постоянство памяти. С. Дали. 1931 г.
|
Парень в красном жилете. П. Сезанн. 1888-1890 г.
|