Искусствоведение
(Искусствознание)
Это комплекс общественных наук, изучающих искусство - художественную культуру общества в целом и отдельные виды искусства, их специфику и отношение к действительности, их закономерности и возникновение развития, взаимосвязь с социальной жизнью и с другими явлениями культуры, весь комплекс вопросов содержания и форм художественных произведений.
Науки искусствознания включают: литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение, а также искусствознание в узком и наиболее употребительном смысле, т.е. науку о пластических, или пространственных, искусствах, какими являются архитектура, живопись, скульптура, графика и декоративно-прикладное искусство.
В пределах пластических искусств искусствоведение решает в принципе те же общие задачи, что и все науки искусствознания, и также складывается из трёх основных частей: теории искусств, их истории и художественной критики, которые тесно взаимодействуют друг с другом и имеют свои особые задачи.
Теория искусств развивает применительно к пластическим искусствам и каждому отдельному их виду социально-философские взгляды общества и общие воззрения на искусство, формулируемые эстетикой. Теория искусств изучает широкий круг вопросов идейного содержания, художественного метода, художественной формы, средств выражения, технологии искусства, специфики его видов и жанров в их взаимосвязи; она рассматривает общие закономерности, объективную логику развития искусства, его взаимоотношения с обществом и воздействие на коллектив и личность.
История искусств изучает и описывает развитие искусства в целом, в какой-либо стране или в отдельную эпоху, анализирует эволюцию какого-либо вида или жанра искусства, творчества отдельного художника или целого направления.
Художественная критика обсуждает, анализирует и оценивает явления современной художественной жизни, направления, виды и жанры современного искусства, творчество его мастеров и отдельные художественные произведения, соотносит явления искусства с жизнью и с общественными идеалами времени и класса. Этими задачами определяются основные области и литературные искусствоведнеческие жанры - теоретический трактат, руководство для художников, теоретическое или историческое исследование, общее или специальное, статья или доклад, посвящённый теоретической или исторической проблеме, критический обзор или этюд, освещающий ту или иную проблему текущей художественной жизни.
Искусствоведение как наука, стремящаяся к объективности и точности своих выводов, пользуется методами общественных и ряда точных наук; вместе с тем, имея своим предметом художественное творчество, она базируется и на системе эстетических оценок и суждений вкуса, отражающих эстетические воззрения и вкусы эпохи, того или иного класса и связанные с ними индивидуальные установки искусствоведа. Теория, история и критика искусства опираются друг на друга и на эстетику. При этом теория и история искусства основываются на специфически научных методах, но критические суждения и эстетические ценностные ориентации своего времени составляют их неотъемлемую часть. В свою очередь, художественная критика, целью которой является суждение и оценка, часто пользуется научными методами, приходя к широким теоретическим и историческим выводам, рассматривая современный художественный процесс как этап истории искусства и как проявление её общих законов.
Во всех разделах искусствознания применяется метод анализа художественных произведений с целью выделить особенности их содержания и формы, определить характер единства этих последних и выявить объективное основание для той или иной эстетической оценки.
Обширна и разнообразна научная искусствоведческая деятельность по накоплению, тщательной обработке и обобщению конкретных фактов истории искусства. Сюда входят: открытие памятников искусства с помощью раскопок и экспедиций (в этом, как и в обработке обнаруженных материалов, искусствознание тесно связано с археологией и этнографией), а также разных видов реставрации; определение (в том числе атрибуция) памятников, их регистрация и систематизация; собирание сведений о художниках и произведениях; составление научных музейных и выставочных каталогов, биографических и других справочников; публикация литературного наследия художников - их мемуаров, писем, статей и т.д. Искусствоведческие знания опираются на ряд вспомогательных дисциплин, связанных с музейным делом, охраной и реставрацией памятников, технологией искусства, художественной иконографией, географическим и топографическим распределением памятников искусства и т.д., а также на ряд исторических дисциплин (эпиграфика, палеография, хронология, нумизматика, сфрагистика, геральдика, и т.д.).
Общественное значение искусствоведения определяется как научной ценностью его выводов и результатов, так и деятельностью по пропаганде и популяризации искусства (лекции, экскурсии, научная и научно-популярная литература), приобщением широкого круга читателей к произведениям искусства и к их пониманию. Выбор предмета исследования и изложения, характер анализа, оценок и выводов, отражая какие-либо эстетические воззрения и вкусы, способствуют и их дальнейшему формированию. Выступая с оценкой, поддержкой или осуждением произведений, художественная критика обращается не только к публике, но и к художникам, оказывая непосредственное активное влияние на процесс развития современного искусства. Но теория и история искусства, устанавливая ту или иную систему оценок в сфере современных эстетических принципов и художественного наследия, также глубоко воздействуют на творческий процесс своего времени.
Мона Лиза. Леонардо да Винчи . Живопись.
|
Бочонки. Декоративно-прикладное искусство.
|
Абстракция. А. Соколов. Графика.
|