Дега (Degas) Эдгар
Дега (Degas) Эдгар (19 июля 1834 – 27 сентября 1917) – французский живописец, график и скульптор. Яркий представитель импрессионизма. Картины Дега динамично и остро отражают современную ему жизнь, отличаются чётко просчитанной асимметричной композицией, точным и гибким рисунком, оригинальными ракурсами фигур.
Эдгар Дега родился в богатой банкирской семье, имевшей тесные связи с Америкой и Италией. Дега получил хорошее образование, в 1853 года поступает на юрфак Парижского университета. С 1854 года начинает учиться у живописца Л. Ламота, а в 1855-м начинает обучение в Школе изящных искусств. В эти годы попадает под влияние Энгра, восхищаясь его творчеством.
В 1855 – 1860-м годах путешествует по Италии (был там 5 раз), занимается копиями знаменитых итальянских мастеров, пишет портреты и автопортреты. («Автопортрет» (1857, офорт); «Портрет отца, слушающего гитариста Паганса», (около 1869-72, Музей изящных искусств, Бостон) и др. Помимо влияния Энгра в творчестве Дега этого периода проявляется связь с традициями французского Ренессанса, как в его исторических полотнах: «Семирамида на строительстве Вавилона» (1861, Музей Орсе, Париж), «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860, переписана 1880, Национальная галерея, Лондон). Впрочем, эти картины далеки от следования классическим образцам - фигуры угловаты, их движения резки. В 1861 году состоялось знакомство Дега с Эдуардом Мане, а чуть позже он становится неизменным посетителем кафе Гербуа, где собирались импрессионисты: Ренуар, Моне, Сислей и др. Художника привлекает их стремление отобразить свои непосредственные ощущения от течения жизни. С 1874 года Дега начинает выставлять картины на выставках импрессионистов.
Но в отличии от импрессионистов, Дега отказывается от работы под открытым небом. На пленере он делает лишь наброски, но заканчивает работу в мастерской. Кроме того, Дега мало привлекают пейзажи. Его манит жизнь Парижа. В его картинах передано неуловимое и непрерывное движение этого прекрасного города: закулисная жизнь театра, цирка, балета, азарт скачек, очарование кафешантанов. Причём, передана не только волшебная феерия и праздничность этой жизни - «Звезда» (около 1876, пастель, Музей Орсе, Париж); «Голубые танцовщицы» (около 1897-99, пастель, Музей изобразительных искусств, Москва), но и рутинные будни: тяжкий труд балерин в танцевальных классах, их ещё неотточенные угловатые движения, усталость хрупких танцовщиц («Репетиция балета на сцене» (около 1876-77, пастель, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Основа картин Дега – чёткий, точный рисунок, отчётливая прорисовка поз и жестов. Дега – прекрасный колорист, его пастели то ясные и светлые, то интригуют резкими цветовыми контрастами. Его образы словно случайно выхвачены из жизненного потока, но эта случайность – плод тщательно продуманной композиции. В течении жизни Дега много путешествует по Франции, Бельгии, Америке, продолжая создавать картины. В Париже созданы полотна "Ночное кафе" и "Абсент", в которых тема одиночества человека в толпе, его безысходной тоски отражена также ярко, как у Тулуз-Лотрека и Ван Гога, предвосхищая их достижения. Человек был и остаётся ведущей темой творчества живописца. Эту тему он отражает не только в живописи, но и в фотографии, которой посвящает немало экспериментов. К концу жизни Дега теряет зрение – сначала он слепнет на один глаз, затем на оба. В последние годы он обращается к скульптуре, продолжая в ней темы балета и лошадей: «Танцовщица» (около 1896-1911, бронза), «Большая арабеска», (около 1882-95, бронза, коллекция Жака Дюбура, Париж). Умер Эдгар Дега в Париже – городе, манящее очарование которого стало путеводной звездой его жизни и творчества.
Дега (Degas) Эдгар. Натюрморт с ящерицей. |
Дега (Degas) Эдгар. После ванны. Женщина, вытирающая волосы.
|
Дега (Degas) Эдгар. Танцовщицы у станка.
|