Коровин Константин Алексеевич
(23 ноября 1861 г., Москва — 11 сентября 1939 г., Париж)
Русский живописец и театральный художник. Родился в Москве в 1861 году; происходит из богатых крестьян Владимирской губернии. В доме отца с детства встречался со многими художниками и под влиянием своего родственника, И.М. Прянишникова, с ранних лет вместе с братом Сергеем начал заниматься рисованием. В четырнадцать лет поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, после двух лет обучения перешёл на отделение живописи. Учился у А.К. Саврасова и В.Д. Поленова; последний оказал на Коровина большое влияние. Для завершения образования Коровин едет в Петербург и поступает в Академию художеств, но через три месяца уходит оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.
Поленов познакомил Коровина с Абрамцевским кружком, объединившим ряд деятелей русской культуры вокруг известного московского мецената С.И. Мамонтова. В кружок входили братья А.М. и В.М. Васнецовы, И.Е. Репин, В.Д. и Е.Д. Поленовы, М.М. Антокольский, И.С. Остроухов и другие. Характерное для Абрамцевского кружка увлечение русскими темами представлено в творчестве Коровина картиной "Северная идиллия" (1886 г., ГТГ). Фольклорное начало и плавная ритмика композиции этой картины заставляют вспомнить работы В.М. Васнецова, творчество которого Коровин высоко ценил.
В 1885 году С.И. Мамонтов создает частную оперу, и Константин Коровин оформляет "Аиду" Дж. Верди, а в следующем сезоне - "Лакме" Л. Делиба и "Кармен" Ж. Визе. Мамонтов вспоминал о постановке "Аиды": "Декорации Коровин написал превосходно, особенно хороши были „Лунная ночь на берегу Нила" и "Преддверие храма", в котором происходило судилище над Радамесом".
Долго работал в Париже, где выставил в "Салоне" картину "Au petit matin". В Москве писал декорации для частной оперы С. Мамонтова, частью по эскизам Поленова и В. Васнецова, частью самостоятельно ("Улица в деревне Берендеев" для "Снегурочки", часть декораций к "Аиде" и "Алой Розе"). В 80-х и начале 90-х годов Коровин выставлялся у передвижников; к этому периоду принадлежат его картины: "Испанки у окна", "Фонари", "Хозяйка".
Когда Мамонтов, в 1894 году, снарядил экспедицию для исследования дальнего севера России, в ней принял участие Коровин, изучивший при этом природу, быт и архитектуру севера. К последующим годам относятся его картины "Зима в Лапландии" (1894 г.), "На дальнем севере" (1894 г.), "Гаммерфест" (северное сияние) (1898 г.). По поручению Мамонтова, Коровин занялся устройством и декорированием "Северного павильона" на всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Павильон был построен Коровиным в стиле северных деревянных строений и послужил прототипом для последующей русской деревянной архитектуры нового стиля.
Внутри он был украшен рядом декоративных панно, изображавших жизнь и природу нашего севера, впоследствии перенесенных в здание вокзала Московско-Ярославской железной дороги. Коровину были поручены постройка и устройство русского кустарного отдела на парижской всемирной выставке 1900 года и декорирование сибирского и среднеазиатского павильона там же. Успех построек и декоративных панно Коровина был огромный (теперь эти панно в музее Александра III в Петрограде).
С начала XX века все больше внимания уделяет Коровин театру. Переход из частной оперы Мамонтова на казенную сцену в Мариинский театр в Петербурге способствовал претворению замыслов художника в более широких масштабах. Его оформление спектаклей произвело переворот в театрально-декорационном искусстве. Вместо традиционного убранства сцены, определявшего лишь место действия, Коровин создает "декорации настроения", которые передают общий эмоциональный настрой спектакля.
Константин Коровин делал декорации к драматическим постановкам К. Станиславского, но наибольшим успехом пользовались его работы по оформлению опер и балетов. Особенно проявилось мастерство художника в оформлении спектаклей "Фауст" (1899 г.), "Конек-горбунок" (1901 г.), "Садко" (1906 г.). Красочные костюмы, декорации Коровина усиливали художественную выразительность спектаклей. Колорист по природе, Коровин в театральных работах, как и в станковой живописи, главным выразительным средством делает цвет. "Краски и форма в своих сочетаниях дают гармонию красоты..., - писал Коровин. - Краски, могут быть праздником глаза... Глаза говорят Вашей душе - радость, наслаждение... Краски, аккорды цветов, форм - вот эту задачу я и поставил себе в декоративной живописи театра балета и оперы".
В 1901 году преподавал в Московском училище живописи и в Строгановском училище (в Москве). Тонкий колорист, отличный декоратор, Коровин явился первым русским художником, объединившим живопись с архитектурой. Он пишет мастерские пейзажи, в которых достигает большого живописного впечатления; кроме его северных пейзажей, выдаются его виды Парижа, например: "Бульвар Капуцинов" (1898 г.), "Кафе де ла Пэ ночью" (1905 г.), "Итальянский бульвар ночью" (1909 г.), целая серия "Les feux de Paris" (1913 г.), а также яркие южные пейзажи и этюды, например: "Татарская улица ночью" (1911 г.), "Сад в горах" (1911 г.), "Крым" (1914 г.) и его интересные натюрморты в дневном и ночном пейзаже.
Им исполнено несколько чрезвычайно интересных портретов, например: княгини Голицыной (1898 г.), Шаляпина (1911 г.), госпожи С. (1913 г.). Он много занимался художественной промышленностью, давая рисунки кустарям для мебели, резьбы, майолики; по его рисункам была устроена "Чайная комната" на выставке "Современное искусство" в 1903 году в Санкт-Петербурге.
Выехав в 1923 г. за границу, поселился в Париже. Активно работал как живописец и сценограф. В эмиграции расцвел его талант писателя-мемуариста (обычно печатался в газете "Возрождение"). Умер Коровин в Париже 11 сентября 1939 г.
Сумерки в комнате. К.А. Коровин. 1880-е г.
|
Зимние сумерки. К.А. Коровин.
|
Женщина с вином. К.А. Коровин. 1897 г.
|