Геометрический стиль
Одна из ранних стадий развития древнегреческого искусства. Также известен как геометрика. Был характерен для греческой вазописи в конце «тёмных веков» около 900—700 г. до н.э. и вытеснил протогеометрический стиль. Высокого мастерства в искусстве геометрического стиля достигла вазопись. Центром распространения данного стиля были Афины. Постепенно он распространился в торговых городах на островах Эгейского моря. Помимо вазописи, стиль был характерен для мелкой пластики, глиптики и декоративно-прикладного искусства, и одновременно это обозначение периода классической античности в Древней Греции.
Геометрический орнамент представлял собою сочетание геометрических элементов, на вазах он располагался полосами и складывался из меандров, крестов и окружностей. В этом стиле отразилась суть древнегреческого искусства и религиозности. Помимо орнаментальных фризов получили распространение фигурные изображения, ставшие прообразами фризов с изображением животных и людей в период архаики. В столетие Гомера после 750 г. до н.э. строго геометрическое направление сменяется фризами с изображениями сказочных хищных животных. На вазах стали изображать сюжеты мифов.
Протогеометрический период.
Хотя протогеометрический стиль (1050—900 г. до н.э.) представляет собой некоторое культурное возрождение по сравнению с предыдущей субмикенской керамикой, традиции микенской керамики были утрачены. Форма сосудов стала строгой и простой (в отличие от извилистых форм, характерных для микенской керамики). Протогеометрические сосуды разделены на несколько горизонтальных декоративных полос, в которых помещены простые геометрические элементы, обычно концентрические круги или полукруги.
Ранний геометрический период.
В ранний геометрический период (900—850 г. до н.э.) увеличилась высота сосудов, тогда как орнамент располагался лишь вокруг горлышка вплоть до середины корпуса сосуда. Оставшаяся поверхность покрывалась тонким слоем глины, которая при обжиге приобретала тёмно-металлический блестящий оттенок. В этот же период к декоративным элементам керамики добавился меандр, ставший одним из наиболее характерных элементов геометрического искусства.
Средний геометрический период.
Представлен Элевсинской амфорой 8 в. до н.э. с геометрическими мотивами (Элевсинский археологический музей). В средний геометрический период (850—760 г. до н.э.) увеличивается количество декоративных зон на сосуде, среди украшений преобладает меандр.
Поздний геометрический период.
Хотя технологии среднего геометрического периода продолжали использоваться в начале 8 века до н.э., некоторые производители увеличили количество декоративных элементов на сосудах, стали устойчивыми формы животных в области горлышка и основания амфор. Появляются стилизованные человеческие изображения. Одним из характерных примеров позднегеометрического стиля является старейший подписанный древнегреческий сосуд — работа гончара Аристонота или Аристонофа (7 век до н.э.). Амфора обнаружена в итальянском городе Черветери, на ней изображено ослепление Полифема Одиссеем и его спутниками. Начиная с середины 8 века до н.э. более тесные контакты между Грецией и Востоком обогатили греческую вазопись новыми элементами — такими, как львы, пантеры, вымышленные существа, розетки, пальмы, цветы лотоса и другое, что позднее развилось в ориентализирующий стиль.
Для сосудов в геометрическом стиле характерны многочисленные горизонтальные полосы, идущие кольцами вокруг сосуда. Между этими полосами помещаются различные декоративные мотивы, такие, как зигзаг, треугольник, меандр и свастика. Наряду с абстрактными элементами появляются стилизованные изображения людей и животных, что отличает геометрическое искусство от протогеометрического. Многие сохранившиеся предметы геометрического периода — это погребальные дары в могилах аристократов. Первые человеческие изображения появляются около 770 г. до н.э. на ручках амфор, где мужская фигура изображена с треугольным торсом, овальной головой с выступом вместо носа и длинными цилиндрическими бёдрами и голенями. Женские фигуры также абстрактны: их длинные волосы изображались как ряд линий, а грудь — как мазки на уровне подмышек.
Большая амфора из керамики. Геометрический стиль.
|
Бронзовый щит из Черветери. Геометрический стиль.
|
Идол-колокол. Геометрический стиль.
|