Дунайская школа
(по-французски ecole du Danube)
Направление в живописи и графике Германии и Австрии 1-й пол. 16 в. (раннее творчество Л. Кранаха Старшего, А. Альтдорфера, В. Хубера). Для Дунайской школы характерны эмоционально-романтическое восприятие природы, интерес к передаче пространства и света, сказочность образов.
Дунайская школа, известная также под названием «Дунайский стиль» или «Дунайская живопись», обозначала последнюю стадию развития позднеготической живописи в Австрии и Баварии в период 1500-1530 г.
Теодор фон Фриммель, первым употребивший этот термин писал: «Живопись 16 века в районах, прилегающих к Дунаю, живопись Регенсбурга, Пассау и Линца обнаруживает сходные черты, которые отличают её от живописи других немецких земель той эпохи и оправдывают название «Дунайский стиль».
В начале века термин был очень широко распространен, в особенности благодаря труду Фосса «Uber den Ursprung des Donaustil». В нём Фосс рассматривает Вольфа Губера и Альтдорфера, как единственных представителей Дунайского стиля, но позже, когда Йорг Брей Старший, Рулант Фрюауф Младший и Лукас Кранах были признаны важнейшими предвестниками и, в некотором роде, даже зачинателями искусства Альтдорфера, определение «Дунайский стиль» приобрело гораздо более широкий смысл.
«Дунайский стиль» характеризуется очень своеобразным подходом к растительному миру вообще и к пейзажу в частности. Интерес, проявляемый школой к пейзажу ни в коей мере несравним с тем, какое внимание уделялось ему в это время итальянцами или фламандцами. Пейзаж в Дунайской школе представляется не только, как часть пространства с расположенными в ней фигурами, но и как некая среда, воспроизводящая определённое, чаще романтическое настроение души. Мир растений выступает, как созидательная сила, а человеческое тело, как и растения, и деревья, которым оно уподобляется, органично сливается с жизнью своими корнями.
Представители «Дунайской школы».
Альтдорфер (1480-1538 г.)
Немецкий живописец и график, представитель дунайской школы. Художественная манера Альтдорфера складывалась, по-видимому, под влиянием живописи Кранаха Старшего и Дюрера. Альтдорфер являлся главой так называемой дунайской школы, последнего оплота готики в центральной Европе. Уже в ранних работах предстает как художник драматического видения мира с яркой богатой фантазией и необыкновенным даром колориста. Он был одним из первых, кто главной темой своего творчества сделал пейзаж, наделив образ дикой, величественной природы красотой и тайной («Пейзаж с замком Верт», ок. 1522-1530 г.; «Лесной пейзаж с битвой св. Георгия», 1510 г.). В этом ему помогают многочисленные путешествия по Германии, в частности, по Дунаю, во время которых он набрасывает эскизы. Творчество Альтдорфера разнопланово: он создал алтарный иконостас для монастыря св. Флориана в Австрии (1516-1518 г.), где в полной мере раскрылось умение Альтдорфер строить сложные композиции, владение перспективой и великолепно передать освещение; он - блестящий гравер, много работавший в технике ксилографии и других видах гравюры. Возможно, именно Альтдорфер первым начал делать офорты, печатавшиеся с медных, а не с железных досок. Вершиной творчества мастера стала картина «Битва Александра Македонского с Дарием» (1529 г.), положившая начало историческим композициям в искусстве Северного Возрождения.
Другие картины:
- Пейзаж с семьей сатира (1507 г.);
- Битва Александра Македонского с Дарием (1529 г.);
- Грехопадение (1535 г.);
- Бичевание Христа (1518 г.);
- Мадонна с младенцем (1520-1525 г.).
Хубер Вольф или Вольфганг (около 1485-1553 г.)
Немецкий живописец и график. Работал главным образом в Пассау. В алтарных композициях и пейзажных рисунках Хубера, одного из ведущих мастеров дунайской школы и последователя А. Альтдорфера, сочетаются черты поздней готики и искусства Возрождения; истолкованные в эмоционально-лирическом плане евангельские сцены часто располагаются на фоне поэтических ландшафтов, отмеченных тонкостью и мягкостью светотеневых градаций ("Моление о чаше", Старая пинакотека, Мюнхен; алтарь братства Св.Анны с "Оплакиванием Христа", 1521 г., церковь в Фельдкирхе). В некоторых произведениях Хубера проскальзывают ноты иронии, иногда гротеска ("Распятие", Музей истории искусств, Вена).
Пейзаж с замком Вёрт. А. Альтдорфер 1510-е г. Старая пинакотека. Мюнхен.
|
Битва Александра Македонского и Дария III при Иссе. А. Альтдорфер 1529 г. Старая Пинакотека. Мюнхен.
|
Лесной пейзаж со св. Георгием, поражающим дракона. А. Альтдорфер
|