Дегенеративное искусство
(от немецкого Entartete Kunst)
Унизительный термин, которым фашисты называли направления авангардного искусства и вообще художественный нонконформизм, таким образом отделяя их от признанного властями "Искусства Третьего Рейха". Это обидное название было закреплено на мюнхенской "разоблачительной" выставке 1937 года. Гитлер, так и не состоявшись в качестве художника, считал себя большим знатоком искусства. При этом, симпатизируя реализму в искусстве, он напрочь отвергал все авангардные течения и направления, начиная с кубизма и заканчивая экспрессионизмом, называя их "вырождающимся искусством" (по-немецки - vertallskunst).
В 1936 году профессор Адольф Циглер по поручению Гитлера, в качестве президента Имперской палаты изобразительных искусств возглавил особую комиссию, которая занялась чисткой более чем сотни немецкихмузеев и реквизировала все предметы творчества декадентов. Было собрано более двенадцати тысяч произведений, семьсот из которых продали в Люцерне, очень неплохо заработав на этом мероприятии. Полотна 112 художников были экспроприированы, включая полотна Георга Гросса, Оскара Кокошки, Эмиля Нольде, Макса Бекмана. В этот печально известный список вошли полотна знаменитых европейских художников: Пикассо, Жерико, Гогена, Матисса, Сезанна, Ван Гога и многих других.
Сюда же попали полотна величайших европейских мастеров - Пикассо, Гогена, Матисса, Сезанна, Жерико, Ван Гога и других. Солидные валютные дивиденды, вырученные от продаж, шли на перевооружение Германии. Согласно недавно обнародованным данным Всемирного еврейского конгресса, к 1945 году в США перекочевало предметов искусства на два с половиной миллиарда долларов в тогдашних ценах. 27 мая 1943 года на терассе Тюильри в Париже немцы сожгли около пятисот картин современных художников из собраний французских евреев. Были уничтожены работы Пабло Пикассо, Фернана Леже, Пауля Клее, Макса Эрнста и т.д.
Одновременной необратимой акцией было несильное отторжение художников от профессии в масштабе всей Германии. Закон о восстановлении профессионального чиновничества вышедший в апреле 1933 года спровоцировал увольнение десятков ведущих мастеров из Прусской Академии искусств в Берлине и с преподавательских позиций в художественных учебных заведениях. Также были применены аналогичные санкции и в отношении к прогрессивным искусствоведам, руководителям крупнейших музеев страны. С учреждением имперской Палаты культуры в ноябре 1933 года возможность работы потеряли тысячи художников, исключенных из ее состава по расовым признакам, ввиду политической неблагонадежности или за пристрастие к авангардизму.
Под эгидой Министерства пропаганды развернулась кампания по защите народа и государства от авангардных произведений изобразительного искусства. С марта до конца 1933 года были проведены окружные выставки "вырожденческого искусства": в Мангейме ("Большевизм в культуре"), Нюрнберге ("Камера ужасов в искусстве"), Дрездене ("Искусство на службе разложения") и другие. Выставку "Дегенеративное искусство" в Мюнхене сопровождал невероятный ажиотаж - за год ее посмотрели около трёх миллионов человек. Она оказалась самой популярной экспозицией, когда-либо выставлявшейся в Третьем Рейхе, и это несмотря на остроумные сопроводительные надписи, предложенные искусствоведами: "Так больной разум видит природу" или "Немецкие крестьяне в еврейском стиле". Несмотря на официальный запрет некоторые нацистские бонзы не только держали у себя в коллекциях образчики современного искусства, но и продолжали тайно приобретать их. Так Йозеф Геббельс был поклонником Эмиля Нольде, а Герман Геринг и Бальдур фон Ширах интересовались импрессионистами.
Из-за подобных пристрастий Геббельс чуть не рассорился с Гитлером. Бальдур фон Ширах впал в немилость после того как настоял на покупке работ лучших импрессионистов для музеев Вены, гауляйтором которой он являлся. В 1943 году он организовал выставку импрессионистов и написал предисловие к каталогу, а также купил для себя часть картин. Стоит заметить, что Ширах имел искусствоведческое образование.
Несмотря на запреты талантливых художников больше не стало, а введённые санкции были на руку только хорошим ремесленникам и творцам, черпающим своё вдохновение в классике. Но разумеется и в напрасно игнорируемом официальном искусстве того времени были свои бриллианты.
После 1945 года искусство нацистского периода по понятным причинам было надолго предано забвению. И только сейчас в Германии начинают издавать каталоги (увы малотиражные и очень дорогие) и организовывать выставки, посвящённые изобразительному искусству Третьего Рейха. Похороненное в отместку под пеленой времени оно только начало приоткрываться, но всё равно окутано флёром запретности - прусский милитаризм, расовая красота, бидермайер в современной интерпретации, портреты нацистских бонз, всё это изобилие по нынешним меркам вызывающе неполиткорректно.
Гитлер и Геринг отбирают картины для выставки Дегенеративного искусства.
|
Автопортрет. О. Кокошка.
|
Выставка Дегенеративного искусства в Берлине.
|