Франсиско де Гойя
Франциско де Гойя – знаменитый испанский художник, творивший во второй половине XVIII века (1746—1828), наиболее яркий представитель испанского романтизма.
Одним из художников, в творчестве которых наиболее полно отразилась разница между эпохой неоклассического просвещения и эпохой романтизма, явился Франсиско Гойя. Жизнь и творчество Франсиско де Гойи-и-Лусьентеса наглядно демонстрируют переход искусства от Просвещения к романтизму. В творческом пути великого мастера можно проследить эволюцию от вполне уважительного отношения к вкусам эпохи в ранних работах до индивидуального и мрачного прочтения действительности в поздних произведениях.
Складывается ощущение, что до 1793 г. творческий путь Гойи был пронизан оптимизмом, который проявлялся как в эскизах гобеленов, где Гойя запечатлел национальные обычаи и традиции, так и в портретах монархов. Сначала жизнь художника складывалась успешно: в 1785 г. он стал придворным художником испанского короля Карла III, а позднее — Карла IV.
В 1793 г. Гойя перенес болезнь, следствием которой стала полная глухота, и с этого момента в его творчестве начались серьезные изменения. Причины их объясняются не только его собственным недугом, но и недугами испанского общества, которые художник хорошо видел, и которые заставляли его глубоко страдать.
Произведения мастера заставляют поверить не только в его плохое самочувствие, но и в богатейший внутренний мир. Все это последовательно прослеживается вплоть до прихода художника к «черной» живописи, которую он создавал в уединении, в «Доме глухого». После того, как Гойя покинул Испанию в 1823 г., уже в конце жизни, в его творчестве произошли изменения, которые можно наблюдать в портрете «Бордосская молочница» (1828), где он, похоже, вновь открыл для себя красоту жизни.
Произведения художника всегда ясно выражают его гражданскую позицию. Это можно наблюдать как в серии произведений, посвященных событиям войны за Независимость, где выделяется «Расстрел повстанцев в ночь на З мая 1808 года» (1814), так и в таких портретах, как «Семья короля Карла» (1800), где наглядно отразилось личное отношение художника к каждому из персонажей. Портреты Гойи являются воплощением психологической глубины и искренности, они позволяют зрителю уловить связь между художником и героями его картин.
Графика занимает особое место в творчестве Гойи. Другие великие мастера, такие как Дюрер или Рембрандт, тоже пробовали себя в этой технике и достигли великолепных результатов, но пример Гойи особенно интересен разнообразием и характером тематики. В течение своего творческого пути он создал несколько графических альбомов. В «Капричос», включающих 80 листов, изданных в 1799 г., художник, избегая прямых намеков, но используя прием гротеска, изображал современное ему общество. Он затрагивал темы колдовства, проституции, критиковал духовенство и невежество.
Серия «Бедствия войны», состоящая из семидесяти четырех офортов, выполненных в 1810г., представляла страстное осуждение войны, в отличие от других картин того времени, прославляющих ее. Здесь показаны ужас, одиночество, страдания и насилие как результат военного противостояния. Серия «Тавромахия», состоящая из тридцати трех гравюр (1814), посвящена корриде, одному из самых больших увлечений художника. Серия «Диспаратес» (буквально - «нелепости»), включающая восемнадцать офортов, созданных между 1816 и 1824 гг., представляет наиболее загадочную часть из графического наследия Гойи. Тесно связанные с «черными» картинами, они отражали мир кошмаров, которые переживал художник.
Франсиско де Гойя Сатурн, пожирающий своих детей
|
Франсиско де Гойя Насильно влюбленный
|
Франсиско де Гойя Портрет Гаспара Мельчора де Ховельяноса
|