A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Добужинский Мстислав Валерианович


(2 августа 1875 г., Новгород - 20 ноября 1957 г., Нью-Йорк)

Автопортрет (М.В. Добужинский) Мстислав Добужинский родился 2 августа 1875 г. в Новгороде, в семье офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. Гимназию окончил в Вильне. После первого курса юридического факультета Петербургского университета Добужинский попытался было поступить в Петербургскую Академию Художеств, но не был принят. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885—1887 г.), в школе Антона Ажбе и у Ш. Холлоши (Мюнхен, 1899—1901 г.).

Вернувшись в 1901 г. в Петербург, он сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в число самых заметных его представителей. Участвует в выставках с 1902 г. Одним из первых оценил талант М.К. Чюрлёниса. В начале творческого пути испытал влияние югендстиляА.Н. Бенуа и К.А. Сомова. Дебютировал Добужинский в графике - рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел впечатляюще передать свое восприятие Петербурга как города, где величественная классическая архитектура фантасмагорически соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX в. В 1905 г. сотрудничал в сатирическом журнале «Жупел», где были опубликованы его рисунки, обличающие самодержавие («Октябрьская идиллия»).

Приверженец стиля модерн и символизма, обращался к историческим сюжетам и портрету – "Человек в очках" (портрет поэта и критика К.А. Сюннерберга (Эрберга), уголь, акварель, белила, 1905–1906 г., Третьяковская галерея). Был в первую очередь графиком, поэтом линии и ритма; работая в смешанной технике либо чистым рисунком тушью, Добужинский посвятил свое творчество прежде всего городскому пейзажу, теме города как такового, входящего со своим богатейшим историческим наследием в пору социальных катастроф. Типичные для его пейзажей 1900–1910-х годов глухие петербургские брандмауэры навевают чувство безысходности, которое доминирует в его карикатурах (1905 г.) и ряде журнальных рисунков ("Дьявол в виде гигантского паука"; «Золотое руно», 1907 г.).

Из жизни Петрограда 1920 года (М.В. Добужинский)Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал - сначала вместе с Л.С. Бакстом в частной художественной школе Е.Н. Званцевой, а позднее в разных учебных заведениях; после революции ему доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать популярные лекции по искусству. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В.Ф. Комиссаржевской (1907-1908 г.), МХТ пригласил его на постановку пьесы И.С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909 г.).

Большой успех исполненных им декораций положил начало тесному сотрудничеству художника с прославленным театром. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю "Николай Ставрогин" (1913 г.) по роману Ф.М. Достоевского "Бесы". Острая экспрессивность и редкий лаконизм сделали эту новаторскую работу явлением, предвосхитившим будущие открытия отечественной сценографии.

Театр Добужинский не оставлял и в дальнейшем, но в 1920-х г. наибольших успехов ему было суждено достигнуть уже в книжной графике. Чуткость к радикальным переменам в искусстве предшествующего десятилетия помогла ему отойти от канонов "мирискуснической" книжной графики.

Канал Хаарлем (М.В. Добужинский, 1910 г.)Это было заметно уже в рисунках к "Свинопасу" Х.-К. Андерсена (1917 г.), за которыми последовали рисунки к "Бедной Лизе" Н.М. Карамзина и "Тупейному художнику" Н.С. Лескова (1922 г.) и, наконец, к "Белым ночам" Ф.М. Достоевского (1925 г.), ставшие шедеврами русской книжной графики. Добужинский преподавал в Петербурге в частных художественных школах, с 1922 г. был профессором Академии художеств в Петрограде.

В своем движении к новому Добужинский оказался союзником молодых художников, разительно преобразивших тогда оформление детской книги, о чем свидетельствуют его блестящие иллюстрации 1925 г. к "Веселой азбуке" Н. Павловой, "Примусу" О.Э. Мандельштама, "Бармалею" К.И. Чуковского.

В 1924 г. при содействии Ю. Балтрушайтиса художник принял литовское гражданство и уехал из России. В 1925 г. работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 г. — для парижского театра Н.Ф. Балиева «Летучая мышь». С 1929 г. Добужинский — ведущий художник литовского Государственного театра (Каунас). Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях. В 1935 с труппой каунасского театра уехал в Англию. С 1939 жил в США. Добужинский скончался 20 ноября 1957 г. в Нью-Йорке.

Портрет М.В. Добужинского (Б.М. Кустодиев)
Портрет М.В. Добужинского.
Б.М. Кустодиев.

Омнибус в Вильно (М.В. Добужинский)
Омнибус в Вильно.
М.В. Добужинский.
1906 г.

Витебск (М.В. Добужинский, 1919 г.)
Витебск. М.В. Добужинский.
1919 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.