Грабштихель
(то же, что и штихель, по-немецки Stichel)
Резец с треугольным, квадратным или ромбовидным сечением, предназначенный в основном для нанесения контурных линий различной ширины во время предварительной разметки рисунка на металле.
Основные профили штихелей:
- шпицштихель;
- фасеттенштихель;
- мессерштихель;
- болштихель;
- фляхштихель;
- шатирштихель (фаденштихель);
- юстирштихель;
- грабштихель
Мессерштихель — резец с ножеобразным клинком (от немецкого «мессер» — «нож»). Резцы этого типа в поперечном сечении имеют форму вытянутого остроугольного треугольника, как у полотна обычного ножа. Этим резцом выполняют на металле тонкие, сильно углубленные линии. Для жесткости спинка мессерштихеля должна быть не менее 2,5 мм шириной. Шпицштихель — резец, имеющий в сечении форму остроконечного треугольника, у которого две боковые стороны представляют собой дуги. Спинка у шпицштихеля плоская, а боковые грани выпуклые. Этот универсальный резец применяют для самых разнообразных работ. Им размечают рисунок, прорезают контуры изображения, подрезают остроугольные элементы гравировки. Шпицштихель используют также для выполнения на металле различных надписей каллиграфическим шрифтом. Углубляя или выводя ближе к поверхности кончик резца, регулируют ширину прорезаемой канавки. Но наиболее широкие линии получают при гравировании боковой поверхностью шпицштихеля. Флахштихель — резец, у которого задняя грань плоская и всегда параллельна спинке (от немецкого «Флах» — «плоский», «ровный»). Флахштихелем гравируют канавки с плоским дном шириной от 0,5 до 5 мм. Применяют его и для удаления металла при углублении фона гравюры.
Болтштихель — это круглый или полукруглый резец. Его боковые поверхности цилиндрические. Болтштихелем можно вырезать в металле желобки шириной от 0,1 до 5 мм, гравировать криволинейные углубления узоров, шрифтовых надписей, моделировать выступающие элементы изображения. Болтштихелем выбирают углубленные участки фона. Тонкие болтштихели можно изготовить из стальных спиц и игл различной толщины. Поскольку клинок из иглы не может быть достаточно жестким, его насаживают на удлиненную рукоять. Шатирштихель (фаденштихель) — штриховой резец. Если на нижней грани флахштихеля нарезать продольные бороздки с острыми гребнями, получится шатирштихель. При проведении кончиком такого резца по металлу на его поверхности образуются параллельные штрихи. Оба названия этого штихеля отражают особенности инструмента. «Шатир» означает «тушевать», «оттенять», так как штихель используют для нанесения на металл теней и полутонов в штриховых гравированных рисунках. «Фаден» означает «нить», то есть резцом можно проводить нитевидные штрихи. Фасетштихель — фасочный резец. У него боковые стенки параллельны, а режущие поверхности пересекаются под углом 100°. Ширина спинки фасетштихеля составляет 1,5 — 3 мм. Этим штихелем можно проводить линии относительно широкие, но незначительной глубины. Юстирштихель — котировочный резец. Его дугообразные боковые стороны на поперечном сечении образуют острый овал. Применяют для юстировки ювелирных изделий.
К концу XV века возможности обрезной гравюры на дереве уже не удовлетворяли художников, и ей на смену пришла гравюра на меди. Известный историк искусства того времени Вазарий в своей книге «Le vite de piu excellenti pittori, scultori, ed architetti...», вышедшей в 1550 году, рассказал, что гравюра на меди была изобретена итальянскими ювелирами, изготовлявшими ниелли — ювелирные изделия с чернетью, которой набивались углубления в виде линий, точек и пр., составляющих черные узоры на блестящей поверхности металла. Вазарий сообщает, будто бы один ниеллятор из Флоренции, Мазо Финигуэрра, около 1460 года однажды готовил таким образом ниелль, а какая-то женщина положила в это время только что выстиранное белье на стол, где находилась ниелль, и — чудо! — еще не высохшая чернеть с ниелли перешла на белье и отпечаталась там в виде картинки.
Финигуэрра повторил опыт, затем попробовал сделать оттиски на бумаге, и таким образом была изобретена углубленная гравюра на меди. Эта история описывает технику изготовления гравюры на меди. Для изготовления клише на тонкой медной пластинке, гладкой и хорошо отполированной грабштихелем (бюренем) — инструментом из стали со срезанным наискось острым концом — или иглой режется рисунок. Чтобы легче было работать, гравер обычно покрывает медную доску сажей — тогда вырезаемые им линии отчетливо выделяются на темной поверхности пластины. Затем гравированную пластину очищают от сажи, а вырезанные углубленные линии заполняют краской. Далее на особом станке к пластине прижимают лист бумаги, и получается пробный оттиск (эстамп) гравюры. После этого гравер исправляет обнаруженные недочеты и снова делает пробный оттиск и до тех пор, пока он не будет удовлетворен своей работой. Печать требует очень высокого давления, а кроме того, краску необходимо тщательно удалять с пробельных элементов формы. Иногда граверы на пробных оттисках где-нибудь сбоку гравюры вырезали «ремарки» — маленькие рисунки. Собиратели гравюр и библиофилы усердно ищут пробные оттиски, так как по ним можно проследить процесс работы гравера — очень трудный, требующий и опыта, и твердой руки, и верного глаза, так как малейшее дрожание руки, держащей грабштихель, приводит к ошибке в рисунке, которую исправить очень трудно. Первые оттиски хороши иногда и тем, что на них отпечатываются заусенцы (барбы), которые остаются при вырезании на поверхности медной доски около линий и придают отпечатку бархатистость, украшающую гравюру.
Инструменты гравера.
|
Гравюра, выполненная штихелями.
|
Мастер с грабштихелем.
|