Терракота
(от итальянского terra — земля, глина и cotta — обожжённая)
1) Неглазурованные керамические изделия с пористым цветным черепком, которые имеют практическое назначение и художественную ценность (вазы, посуда, игрушки, скульптура, изразцы, архитектурные детали и облицовочные плитки). После обжига у терракоты появляется специфическая фактура (от грубозернистой до тонкой, с частичной или сплошной полировкой) и цвет (от чёрного и красно-коричневого до светло-кремового). Обожженную глину могли покрывать глазурью, которая позволяет создать совершенно водонепроницаемую, блестящую и цветную поверхность; такие изделия называются поливной терракотой, в отличие от неглазурованной терракоты.
Терракота широко использовалась в древности, на Востоке и на Западе, равно как и в доколумбовой Америке. Терракотовый архитектурный декор был распространен в Древней Греции; вероятно, он появился в результате развития строительной техники от примитивных форм из дерева и сырцового кирпича. Применение терракоты в греческой архитектуре продолжалось в эпоху более развитой техники каменного строительства; из этого материала изготавливали детали ордерного архитектурного декора — гутты, антефиксы и водосливы, а также кровельную черепицу.
Древние ассирийцы и персы, которые, в отличие от греков, не строили из камня, тоже умели изготавливать терракотовые плитки и поливные изразцы, особенно для облицовки стен из сырцового кирпича. В Римской империи ее производили во всех провинциальных центрах вплоть до Британских островов. С падением Рима искусство терракоты практически было забыто; оно возродилось в архитектуре и скульптуре поздней готики.
В эпоху раннего Возрождения в Италии также производилось огромное количество терракотовой скульптуры, как глазурованной, так и неглазурованной, для того, чтобы удовлетворить потребности заказчиков с ограниченными средствами Лука делла Роббиа (около 1400—1482 г.) создал новый стиль глазурованной терракоты: он размещал рельефные белые фигуры на синем фоне в обрамлении гирлянд из ярких, окрашенных в естественные тона цветов и фруктов. Этот стиль в течение ста лет развивали его последователи. Французские скульпторы эпохи рококо часто делали эскизы прелестных миниатюрных статуэток, которые воспроизводились в терракоте в королевских гончарных мастерских Севра. Изделия этого типа, изготовлявшиеся повсюду в Европе, оставались в моде на протяжении XIX в.
В России архитектурную терракоту изготавливали ещё в Киевской Руси. С 15 века терракоту использовали при декоративной отделке фасадов, а с 18 века – в скульптурных бюстах, эскизах и пр. В наше время поливная терракота также иногда применяется для облицовки зданий, что очень удобно, поскольку с этой поверхности легко удаляется городская грязь. Прекрасный пример — тщательно разработанный декор современного небоскреба, здания Американской радиаторной компании в Нью-Йорке (проект Р. Худа, 1924 г.). В современной скульптуре терракота также особенно часто используется как материал для пластики малых форм, позволяющий сохранить в законченном произведении выразительный лаконизм и живую непосредственность этюда.
Глиняный предмет может быть обожженным или просто лепным, но если он размером более полуметра, необходимо удалить изнутри лишнюю массу, чтобы придать стенкам по возможности одинаковую толщину, так как усадка в процессе сушки и обжига может стать причиной искажения форм или поломки. Терракоту можно изготавливать дешево и в большом количестве, многократного используя сделанную по оригиналу матрицу из обожженной глины или гипса, в которую вжимают или вливают глину соответствующей консистенции. Очаровательные статуэтки из Танагры, относящиеся к эллинистическому периоду, были сделаны этим способом. Из-за технических трудностей обжига теперь считается невозможным создавать глиняную скульптуру, превышающую размеры настольных статуэток, однако древние этруски делали множество больших терракотовых статуй.
2) Терракотовый цвет — коричневый оттенок красного цвета, естественный цвет земли; относится к третичным цветам и по классической палитре лучше всего сочетается с вторичным бледным цветом.
Самсон и Далила. Артус Квеллинус Старший. 1640 г.
|
Мадонна с розами. Л. делла Робиа.
|
Голова. Терракота. Гана.
|