Темпера
(по-итальянски tempera, от temperare — смешивать краски)
Краски (а также живопись такими красками), приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и (или) их синтетических аналогов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйца, соки растений, редко — только во фресках — нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как гладкое, так и густое пастозное письмо.
Темпера, известная уже в Древнем Египте, в средние века стала основной техникой станковой живописи, а иногда использовалась и для росписи зданий. Средневековые иконописцы писали темперой на загрунтованных досках и покрывали оконченную живопись слоем олифы или масляного лака. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В XV—XVI веках в Италии под словом «tempera» (происходящим от латинского «temperare» — соединять) подразумевалось связующее вещество красок вообще и в частности клей животного и растительного происхождения. В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века.
В современной Италии ему чаще придается уже более узкое значение: под темперой подразумевают связующее вещество красок, в состав которого главным образом входит яйцо. В научной литературе по технике живописи в наше время принято называть темперой связующее вещество красок, состоящее из натуральной или искусственной эмульсии; вот почему она носит также название «эмульсионной темперы», в отличие от клеевой живописи, которая нередко присваивает себе название темперы.
До усовершенствования масляных красок Я. Ван-Эйком (XV век) средневековая яичная темпера была одним из наиболее популярных и распространенных видов живописи в Европе, но, начиная с этого времени, она постепенно утрачивает свое значение, и мало-помалу интерес к ней совершенно и повсеместно иссякает. Во второй половине XIX века разочарование, наступившее в позднейшей масляной живописи, послужило началом поисков новых связующих веществ для красок, и забытая темпера, хорошо сохранившиеся произведения которой красноречиво говорят за себя, снова возбуждает к себе интерес. Но отжившая техника не могла уже удовлетворять в полном объеме запросам позднейших художников, и потому в нее вводятся значительные видоизменения: из темперы с натуральной эмульсией она преобразуется в темперу с искусственной эмульсией. В конце XIX—XX в. темпера в этом обновленном и измененном виде скоро завоевывает себе прочное положение и быстро распространяется в Европе.
Современные полотна, написанные темперой, не лакируются, благодаря чему им свойственна матово-бархатистая фактура. Тон и цвет в картинах, написанных темперой, значительно более стойки к внешним воздействиям и гораздо дольше сохраняют свежесть, чем в живописи масляными красками.
Темпера по левкасу на деревянной основе с использованием натуральных пигментов — традиционная техника иконописи, где она используется приготовленной на желтке или смеси желтка с варёным маслом или масляным лаком. По влажной штукатурке (извести) темперой с древнейших времён пишется фреска.
Техника работы темперой в основном та же, что и работа маслом, поэтому остановимся только на том, что ее отличает. Во-первых, так как темперные краски быстро сохнут, а однажды высохнув, более уже не растворяются, на палитру их следует выкладывать очень экономно, без излишка. Во-вторых, в отличие от масла, темпера, высыхая, несколько высветляется и слегка тускнеет. Особенно это относится к сильно разбеленным тонам. Причем даже одинаковые разбелы разных красок изменяются по-разному. Иногда же краска, положенная на другую, еще не просохшую, наоборот, может несколько потемнеть. Поэтому надо избегать переписывать только что написанное. Делать это надо по уже просохшей живописи, слегка ее смачивая, чтобы новые мазки по блеску не отличались от старых.
Темперой бывает довольно трудно покрыть очень ровно значительную поверхность (например, небо). Почти всегда остаются следы отдельных мазков. Это надо учитывать и класть мазки либо «по форме» изображаемого предмета, либо все в одном направлении, сплошным «дождичком», чтобы все сливалось в однообразную сетку, где уже каждый отдельный мазок не воспринимается сам по себе. В зависимости от примененного связующего вещества темперы бывают казеино-масляные, яичные и т.д. Казеино-масляная темпера в качестве связующего содержит смесь (эмульсию) живописного масла, казеина и некоторых смягчающих и консервирующих добавок. Наша промышленность выпускает поливинилацетатную темперу на синтетической основе. И те и другие краски очень хорошие, но пользоваться ими надо по отдельности; смешивать казеино-масляную и поливинилацетатную темперы нельзя.
Портрет В.Э. Мейерхольда. А.Я Головин. 1917 г.
|
Зингер. Ю.А. Мурушкина.
|
Натюрморт. М. Попова. Темпера.
|