Горловский художественный музей
Музей был открыт 26 апреля 1959 г. по инициативе общественности города и художников Донецкой области. Основой собрания является постоянная коллекция из 214 работ, которые были подарены музею известными художниками и коллекционерами. Среди энтузиастов, принявших участие в организации музея и комплектовании его собрания были художники В. Сахненко, Н. Глущенко, Т. Яблонская, И. Тихий, Б. Пианида, И. Грабарь, коллекционеры Г. Беляков, Ф. Вишневский, О. Колударов и много других. В фондах музея хранится около трех тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Экспозиция раскрывает основные этапы развития украинского и русского изобразительного искусства XVIII - XXI ст. К числу уникальных можно отнести крупнейшую в Украине (27 полотен) коллекцию работ Н. Рериха русского периода творчества, которая была подарена московским коллекционером, доктором медицинских наук С. Мухиным. В ее состав вошли эскизы монументальных росписей моленой, станковые произведения, ранние студенческие этюды, акварели, рисунки, эскиз театральной декорации. Наиболее многочисленной является экспозиция искусства середины XX в. Здесь находятся работы О. Герасимова, П. Смолина, П. Решетникова. Музей гордится замечательной коллекцией произведений известных украинских мастеров К. Трохименко, Т. Яблонской, Н. Глущенко, С. Шишко, В. Касияна, Е. Кульчицкой, О. Фищенка. Украинское искусство 50 - 70-х г. XX ст. представлено роботами В. Зарецкого, С. Григорьева, Ф. Коновалюка, О. Лопухова, В. Костецкого, М. Романишина, а также произведениями закарпатских художников И. Бокшая, О. Коцки, О. Кошшая, Ф. Манайла, З. Шолтеса. В состав коллекции вошли полотна известных художников Донетчины Ю. Зорка, Г. Тишкевича, О. Полякова, Ф. Таралевича, В. Шенделя, П. Антипа, О. Заболотного и других.
Открытие музея.
В этом деле большую помощь оказало Донецкое художественное училище в Ворошиловграде (ныне Луганск), выделив из своих фондов ряд лучших студенческих работ; пришел на помощь этому начинанию Сталинский Союз художников и областное товарищество. Художники шахтерской столицы не отказались помочь шахтерам Горловки, и каждый выделил для этой галереи одно-два произведения. Обращение за помощью в Киевский и Харьковский художественные институты тоже дало свои результаты, тем более что почти все донецкие художники – их воспитанники. Дар Б.В. Бородина был значительнее. Этот человек в течение пяти лет за счет своих сбережений и дарственных работ художников собрал коллекцию из 137 картин, этюдов и скульптур 60 авторов. Видное место среди них занимали работы академиков, народных художников СССР И.Э. Грабаря, В.Н. Бакшеева, С.В. Герасимова, заслуженного деятеля искусств Т.Н. Яблонской и других. С большинством живописцев коллекционер Бородин вел активную переписку. Свой отпуск Бородин проводил в Москве и Киеве, где встречался с художниками, приобретал полотна или принимал в дар. Бывало, и сами авторы посылали ему на просмотр свои новые работы, ожидая оценки.
Так был создан Горловский художественный музей, который распахнул свои двери 26 апреля 1959 года. Накануне в «Кочегарке» появилась целая страница, посвященная его основателю и первому руководителю. Там же указывалось, что не все 214 творческих работ будут выставлены на всеобщее обозрение. Некоторые картины еще не были оформлены, не имели рам и подрамников. Тем не менее два зала музея производили замечательное впечатление насыщенностью творческими работами, которые должны доставить радость любителям изобразительного искусства.
Открытие первой в Донбассе картинной галереи, как требовало время, посвятили Первомаю, и по этому случаю был митинг, который запечатлели на кинопленку. В тот день в адрес организаторов галереи поступило много приветственных телеграмм, писем – от Министерства культуры и Союза художников УССР, редакций журналов «Огонек», «Искусство», «Художник», газеты «Советская культура», писателя Бориса Полевого, народного художника УССР С.А. Григорьева, многих искусствоведов, коллекционеров. Кое-кто из деятелей культуры, например, П.Г. Беспощадный и художник В.И. Сахненко, чьи работы тоже попали в музей, решили лично присутствовать на празднике. Поэт записал в книгу отзывов следующие строки: «Пусть процветает галерея, красой искусства сердца грея». Основателю музея прислал письмо сам министр культуры СССР Н.А. Михайлов, в котором, в частности, говорилось: «Благородный ваш поступок является прекрасным примером подлинного советского патриотизма, проявлением лучших сторон новой коммунистической морали нашего общества».
Когда весть о создании первой в Донбассе картинной галереи облетела Украину, сразу же начали поступать предложения ее пополнить за счет личных работ или из своих коллекций. Об этом просили, например, 76-летний киевский художник М. Штейнберг, коллекционер из Сталинграда В. Винокуров и т.д. За первый месяц работы музея экспонирующиеся здесь картины посмотрели более двух тысяч человек, причем не только горловчане, но и гости города, скажем, секретари парторганизаций стройуправлений Макеевки или участники проходившего в Горловке республиканского совещания председателей Советов пионерских организаций городов и районов Украины. Они оставляли восторженные отзывы о галерее.
По праву носивший прозвище «Горловская третьяковка» художественный музей за 50 лет превратится в культурный объект масштаба большего, чем городской. Достаточно вспомнить гордость музея – коллекцию произведений Н. Рериха, кстати, тоже подаренную в 1962 году московским коллекционером доктором медицинских наук С. Мухиным. 28 работ так называемого русского периода творчества этого художника сделали горловскую галерею известной всему миру искусства.
Лесовики. Н. Рерих.
|
Благие посетившие. Н. Рерих.
|
Поморяне утро. Н. Рерих.
|