A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Генуэзская школа


(от названия города Генуя)

Исцеление Товита (Бернардо Строцци, 1630 г.) Одна из местных школ живописи в Италии 17 века. Сложилась к концу 1-й трети 17 века под влиянием как традиций итальянской живописи 2-й половины 16 века, так и работавших в Генуе фламандских живописцев П.П. Рубенса и А. ван Дейка. Сочная живописность и чувственность фламандского искусства сказываются уже в ранних жанровых картинах Б. Строцци — ведущего художника генуэзской школы старшего поколения. Генуэзские художники выполняли также парадные аристократические портреты, религиозные композиции, декоративные росписи. Наиболее своеобразным созданием генуэзской школы был пасторальный жанр, в котором большое внимание уделялось изображению пейзажа, домашней утвари и животных. Ведущими мастерами этого жанра были Дж.Б. Кастильоне и его последователь А. Маньяско, работавший в середине 17 в. Тогда же работал и В. Кастелло: необычайно свободная, динамичная манера письма придаёт его композициям на религиозные темы взволнованно-романтический, а порой и остродраматический оттенок. Характерная для Кастелло «живопись мазка и пятна» получила распространение в Генуе и других художественных центрах Северной Италии.

Своеобразна генуэзская архитектурная школа, сложившаяся к середине 16 века; её расцвет связан с творчеством Г. Алесси, его учеников (Р. Лураго и др.) и последователей. Характерные черты генуэзской архитектуры наиболее ярко проявились в структуре домов генуэзской знати, сочетавших торжественную пышность городского дворца с интимностью сельской усадьбы.

Мастера генуэзской школы.

Строцци Бернардо (1581 г., Генуя — 1644 г., Венеция)

Работники среди руин (Маньяско Алессандро)Итальянский живописец. Мастер генуэзской школы. В 17-летнем возрасте вступил в монашеский орден капуцинов. В 1610 г. покинул монастырь, сохранив духовный сан; работал в Генуе как живописец и инженер портовых сооружений. В 1630 г., вынуждаемый вернуться в монастырь, бежал в Венецию, где и провел оставшуюся жизнь. Ученик маньериста П. Серри, Строцци сформировался под воздействием мастеров ломбардской школы, работ фламандских художников, которыми были богаты генуэзские собрания начала XVII в., творчества Караваджо и его последователей. В работах Строцци — религиозных композициях, аллегориях, сценах жанрового характера, немногочисленных портретах, построенных на крупных массах, написанных широко и энергично, крупным, пастозным мазком, — господствует реальная натура, характерный, несколько прозаически трактованный и одновременно наделенный своеобразным величием типаж. Экспрессивная, но несколько тяжеловесная живописная манера Строцци заметно изменилась, приобрела большее тональное богатство и легкость в годы работы в Венеции (1630—1644 г.).

Кастильоне Джованни Бенедетто (по прозвищу Иль Грекетто; около 1610 г., Генуя — 1665 г., Мантуя)

Двор дворца Марино (Г. Алесси, Милан)Итальянский живописец и офортист, изобретатель техники монотипии. Мастер генуэзской школы. Учился у Дж.Б. Паджи и Дж.А. де Феррари. Работал в Генуе, Венеции, Риме, с 1648 г. занимал пост придворного живописца в Мантуе. Испытал влияние Рубенса и других мастеров фламандской школы, Пуссена, изучал живопись и офорты Рембрандта. Обращение к искусству ряда ведущих живописцев XVII в. и к традициям генуэзской школы способствовало развитию живописного таланта Кастильоне. Его камерные по характеру композиции отличают свобода легкого, динамичного мазка, прозрачность красок, тональное богатство света и светотеневых переходов, теплая и мягкая красочная гамма. Излюбленная тема Кастильоне — сельская сцена, пастораль, которая предстает у него и в мифологическом ("Фавн и пастушка", Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), и в библейском облике ("Ноев ковчег", Дрезден, Картинная галерея; "Встреча Исаака и Ревекки", Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; "Вход животных в Ноев ковчег", "Путешествие Иакова", обе — Милан, галерея Брера).

Маньяско Алессандро (по прозвищу Лиссандрино; 1667 г., Генуя — 1749 г., Генуя)

Итальянский живописец. Учился в Генуе, возможно, у своего отца С. Маньяско, ученика генуэзского художника В. Кастелло, позднее в Милане у Ф. Аббиати. Работал в Генуе, Милане (до 1703 г.), Флоренции (1703—1711 г.), снова в Милане (1711—1735 г.), снова в Генуе (1735—1749 г.). Испытал влияние живописи В. Кастелло, П.Ф. Мораццоне, С. Розы, Ж. Калло. Писал религиозные и мифологические сцены, жанровые картины. Архитектурные фоны в его произведениях выполняли художники К. Спера, К.А. Тавелла, Н. ван Хоубракен, М. Риччи, П. Бьянки и другие.

Встреча Исаака и Реввеки (Дж. Б. Кастильоне)Характер ранних произведений Маньяско, выполненных во время пребывания в Милане, определили традиции генуэзской школы живописи, тяготевшей к пасторали. Однако уже сцены "вакханалий" ("Вакханалия", 1710-е г., Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина; "Привал бандитов", "Вакханалия", 1710-е г., обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) с изображением мятущихся человеческих фигурок на фоне величественных античных руин несут в себе совершенно иной эмоциональный заряд, чем безмятежные пасторали В. Кастелло и Кастильоне. Они исполнены в темной цветовой гамме, порывистым динамичным мазком, свидетельствующим о восприятии мира в драматическом аспекте. Внимание Маньяско привлекают сцены трибуналов, пыток, мучений, которые он мог видеть в реальной жизни, в находящемся под властью Испании Милане, где была сильна власть инквизиции (Камера пыток, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Герои его произведений — бандиты, рыбаки, отшельники, цыгане, солдаты, прачки — существуют в фантастической среде. Они изображены на фоне мрачных руин, бушующего моря, дикого леса, суровых ущелий. Внимание художника привлекает в реальности все необычное — сцена еврейской проповеди в синагоге Ливорно ("Синагога"), кочевой быт цыган ("Трапеза цыган", обе — Флоренция, галерея Уффици). Все эти завоевания Маньяско открывали новые перспективы для итальянской живописи XVIII и XIX столетий.

Берег у моря (А. Маньяско)
Берег у моря. А. Маньяско.

Старая кокетка (Б. Строцци)
Старая кокетка.
Б. Строцци.

Пастораль - фавн и пастушка
Пастораль - фавн и пастушка.
Дж.Б. Кастильоне.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.