Триптих
(от греческого triptyches — тройной, втрое сложенный)
1) Трехчастный складень с рельефными или живописными изображениями. Триптихи были особенно распространены в европейском искусстве XIV—XVI в. как алтарные композиции, часто значительных размеров. В значении надпрестольных икон триптихи особенно сильно были распространены на западе Европы в XIV—XVI ст. В это время, кроме живописных триптихов, нередко изготовлялись резные из дерева, с рельефными, раскрашенными изображениями. Образцы подобных складней, иногда высокохудожественные и чрезвычайно роскошные, до настоящего времени уцелели в некоторых церквях Германии; их также можно видеть во многих музеях.
Под триптихом также понимают произведение живописи (реже графика или рельеф), состоящее из трех самостоятельных частей, объединенных общей темой и композиционным замыслом. Средняя часть триптиха (средник) обычно выделяется большей значительностью содержания и размерами. Триптих может быть выполнен на одном полотне или на одном листе, но его составные части и в этом случае разъединяются обрамлением.
Несмотря на то, что корень слова идёт от древнегреческого «triptyches», слово возникло в средние века от древнеримского названия таблички для письма, которая имела две навесные панельки, примыкающие к центральной. Слово также могло использоваться для обозначения ювелирной подвески.
Форма триптиха пришла из раннего христианского искусства и в Средние века была популярным форматом для создания картин, вешаемых у алтаря. Географическая распространённость составляла от восточных византийских храмов до Британии на западе. Художники и скульпторы Ренессанса, такие как Ганс Мемлинг («Страшный суд») и Иероним Босх тоже использовали эту форму искусства. Начиная с готического периода и далее как в Европе, так и в других странах стены вокруг алтарей в церквях и соборах часто оформлялись триптихами. В Соборе Антверпенской Богоматери находятся два образца работы Рубенса, а в Соборе Парижской Богоматери есть другой образец архитектурного триптиха. Структура триптиха традиционна для церковных витражей.
2) В филателии — три неотделённые, разные по изображению, почтовые марки, или иногда две марки, соединённые купоном, при этом каждая марка может быть отделена и использована в почтовом обращении по отдельности. Тройки могут быть горизонтальными или вертикальными.
3) В литературе — поэтическое произведение из трёх стихотворений, отрывков и т.д., объединённых общим замыслом.
Страшный суд. И. Босх. 1506—1508 г.
|
Триптих Арбавиля. Византия. X век.
|
Алтарь Портинари. Гуго ван дер Гус. Около 1475 г.
|