A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Головин Александр Яковлевич


(17 февраля 1863 г., Москва — 17 февраля 1930 г., Детское Село)

Александр Яковлевич Головин (Автопортрет) Русский художник, сценограф, представитель символизма и модерна. Родился в Москве, в семье священника. В 1872 – 1879 г. учился в Катковском лицее в Москве, где получил первоначальное художественное образование под руководством И.Д. Нерадовского. В 1881 г. поступил в МУЖВиЗ, сначала занимался на архитектурном отделении, в 1883 г. перешел на живописное, учился у И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского, Е.С. Сорокина, П.С. Сорокина, В.Д. Поленова. С 1884 г. посещал также поленовские рисовальные вечера. В 1887 – 1888 г. за живописный этюд и рисунок с натуры награжден двумя малыми серебряными медалями. В 1889 г. написал картину «Снятие с креста», за которую получил большую серебряную медаль и был выпущен из училища со званием классного художника. В 1880-х сблизился с С.И. Мамонтовым и художниками абрамцевского кружка, неоднократно бывал в подмосковном имении Мамонтова.

В 1889 г. жил в Париже, посещал Школу Ф. Коларосси, где занимался под руководством Ж.-Э. Бланша и Ж. Симона. В начале 1890-х г. работал у подрядчика А.А. Томашко, выполнял росписи интерьеров. С 1893 г. участвовал в выставках, экспонировал свои картины на выставках ТПХВ (1893 г., 1895 г.), Московского товарищества художников (1893 г., 1901 – 1902 г.), Московского общества любителей художеств (1894 – 1898 г.). В 1890-х г. неоднократно путешествовал по Италии и Франции. В 1897 г. занимался в Академии Витти у Р. Коллена и О. Мерсона. В 1898 г. изучал в Испании техники керамики.

В конце 1890-х г. работал на гончарном заводе Мамонтова «Абрамцево» за Бутырской заставой в Москве. По эскизам Головина на заводе изготавливались майоликовые выставки, вазы, блюда и т.д. В 1900 – 1903 г. создал майоликовый фриз «Времена года» и несколько декоративных панно на мифологические сюжеты («Клеопатра», «Поклонение природе», «Поклонение божеству», «Купание наяд», «Жажда») для фасадов гостиницы «Метрополь» в Москве. В 1898 г. вместе с Е.Д. Поленовой оформил «русскую столовую» усадебного дома В.В. и М.Ф. Якунчиковых в Наре под Москвой. В 1898 – 1900 г. совместно с К.А. Коровиным, М.Ф. Якунчиковой и Е.Д. Поленовой работал над интерьерами Кустарного павильона и павильона окраин России на Всемирной выставке в Париже 1900 г. За свои произведения в керамике был награжден золотой и серебряной медалями. С 1899 г. участвовал в выставках «Мира искусства», с 1902 г. — член объединения. Сотрудничал в одноименном журнале. В 1903 г. вступил в Союз русских художников. В 1898 г. назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. Оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы А.Н. Корещенко «Ледяной дом» (1900 г.), Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка» (1901 г.).

Маскарадный зал (А.Я. Головин, 1917 г.)В 1901 г. переехал в Петербург, с 1902 г. занимал пост главного декоратора Императорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам. Работал для Александринского и Мариинского театров, в том числе создал эскизы костюмов и декораций к операм «Кармен» Ж. Бизе (1908 г.), «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка (1911 г.), «Каменный гость» А.С. Даргомыжского (1917 г.); спектаклям «У врат царства» К. Гамсуна (1908 г.), «Гроза» А.Н. Островского (1916 г.), «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (1917 г.), «Песнь соловья» И.Ф. Стравинского (1919 г.) и многим другим.

С 1902 г. с директором Императорских театров В.А. Теляковским почти ежегодно бывал в Париже, путешествовал по Италии, Голландии, Австрии, Бельгии. В 1905 г. произведения Головина экспонировались на портретной выставке в Таврическом дворце в Петербурге. В 1906 – 1907 г. участвовал в выставках русского искусства, организованных С.П. Дягилевым в Париже и Берлине. В 1908 – 1917 г. сотрудничал с В.Э. Мейерхольдом. В 1909 – 1910 г. оформлял постановки антрепризы Дягилева "Русские сезоны" в Париже, в том числе вместе с Н.К. Рерихом и Д.С. Стеллецким создал костюмы и декорации к операм «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, а также декорации к балету «Жар-птица» И.Ф. Стравинского.
 
Портрет Мейерхольда (А.Я. Головин)В конце 1900-х г. — начале 1910-х г. работал в художественно-керамических мастерских П.К. Ваулина в Кикерино под Петербургом. В 1912 г. был избран действительным членом ИАХ. В 1913 г. поселился в Детском Селе под Петербургом. После революции принимал активное участие в деятельности Дома искусств. В 1919 г. экспонировал свои произведения на Первой Государственной свободной выставке произведений искусств, выставках театрально-декорационного искусства в Ленинграде (1927 г.) и Москве (1928 г.). С 1926 г. сотрудничал с К.С. Станиславским в МХАТ, оформив постановки спектаклей «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927 г.), «Отелло» У. Шекспира (1930 г.). В 1928 г. был удостоен звания «Народный артист РСФСР». Ретроспективные выставки произведений Головина прошли в 1940 г. в Государственном Русском музее в Ленинграде, в 1956 г. — в выставочных залах Академии художеств СССР в Москве и Ленинграде, в 1983 г. и 1988 г. — в Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина в Москве.

Головин — один из наиболее значительных русских художников рубежа XIX–XX столетий, проявивший себя в самых разных областях искусстваживописи, графике, сценографии, керамике. Расцвет его творчества приходится на 1900-е — 1910-е и всецело связан с эстетикой модерна, опираясь на которую художник сумел выработать собственную узнаваемую манеру. Для его произведений, как в живописи, так и в прикладном искусстве, характерны необычайная, подчас даже чрезмерная, декоративность, красочность, изысканность графического решения. Излюбленными в творчестве Головина были орнаментальные растительные мотивы, которые в изобилии встречаются на керамических изделиях по его эскизам, живописных панно, театральных декорациях. Произведения Головина находятся во многих музейных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина и многих других.

Фарфор и цветы (А.Я. Головин)
Фарфор и цветы.
А.Я. Головин.

Пейзаж (А.Я. Головин)
Пейзаж. А.Я. Головин.

Портрет Шаляпина (А.Я. Головин)
Портрет
Ф. Шаляпина.
А.Я. Головин.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.