A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Servire cum viridis rana (Сервиз с зелёной лягушкой)

“Сервиз с зеленой лягушкой“. Предметы из десертной части сервиза «СЕРВИЗ С ЗЕЛЁНОЙ ЛЯГУШКОЙ» - большой сервиз (включающий столовую и десертную части) из оригинального фаянса кремоватого оттенкафаянса цвета сливок»), созданный в 1773—1774 гг. по заказу российской императрицы Екатерины II на английской мануфактуре Дж. Веджвуда «Этрурия». Заказ обусловлен интересом Екатерины к английскому искусству и, в частности, паркам «пейзажного стиля». Все предметы сервиза украшают 1244 вида английских замков и усадебных парков.

Идея сервиза согласуется с романтической эстетикой второй половины XVIII в. и формированием художественного стиля екатерининского классицизма в России. Ранее в 1770 г., императрица Екатерина послала в Англию архитекторов В. И. Неелова и П. В. Неелова (сына) для ознакомления с новейшей английской модой на пейзажные парки.

Сервиз был рассчитан на 50-т персон и вначале включал 952 предмета. В дальнейшем количество предметов увеличивалось, их дополняли новыми, созданными, в том числе, на отечественных мануфактурах.

Необычное название сервиза объясняется тем, что он предназначался для загородного дворца, который строил в это время на Царскосельской дороге архитектор Ю. М. Фельтен. Местность, где строили дворец, называлась по-фински «Керекексинен» («Лягушачье болото»). По условиям заказа, на каждом предмете следовало изобразить шуточный герб: зелёную лягушку на рыцарском щите. “Сервиз с зеленой лягушкой“. Предметы из столовой части сервиза

Предметы столовой части сервиза имеют обрамления из дубовых венков, десертной — в виде венка из плюща. Роспись предметов выполняли в мастерских Челси, в Лондоне, под руководством Т. Бентли особенной краской с переходами от пурпурнo-коричневых оттенков до глубокого чёрного, по определению Бентли: «изысканным чёрным».

Отдельный мастер изображал «зеленых лягушек», цветовое пятно которых являлось «замком» всей композиции.

Пейзажи подбирали по специальному списку (на предметах сервиза проставлены номера этого своеобразного каталога). Многие архивные памятники, изображенные на пейзажах, ныне утрачены, поэтому «Сервиз с зелёной лягушкой» со временем приобрёл важное иконографическое значение.

По условиям заказа, пейзажи не должны были повторяться. Императрица желала видеть на сервизе «новейшие здания готической архитектуры» (имеются в виду неоготические). В переписке Дж. Веджвуда и Т. Бентли высказаны опасения, что готических зданий «не хватит» для росписи всех предметов.


“Сервиз с зеленой лягушкой“. Фаянс, роспись надглазурная
“Сервиз с зеленой лягушкой“.
Фаянс, роспись надглазурная.

Лоток прямоугольный с крышкой из “Сервиза с зеленой лягушкой“
Лоток прямоугольный
с крышкой из
“Сервиза с зеленой лягушкой“.

Веджвуд.1773-1774 года. Мороженица из сервиза “Зеленая лягушка“
Веджвуд. 1773-1774 года.
Мороженица из сервиза
“Зеленая лягушка“.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.