Opus Sezanna (Творчество Сезанна)
Поль Сезанн – знаменитый французский художник XIX века, яркий представитель постимпрессионизма.
Сезанн часто повторял: «Я работаю очень медленно потому, что натура представляется мне очень сложной». Его друг, коллекционер и торговец картинами А. Воллар, вспоминал: пока Сезанн писал натюрморт, яблоки на нём успевали сгнить, тогда он стал писать бумажныс цветы: «они не гниют, зато выцветают, сволочи...» За неимением лучшего художник использовал иллюстрации из популярных журналов и репродукции с картин Шардена.
Работая над портретом Воллара в течение ста пятнадцати сеансов, молвил только одно: «Я не могу сказать, что недоволен передом рубашки. Сезанн создавал собственную живописную перспективу. Критикуя «плоскую живопись» импрессионистов, он называл К. Моне «только глазом». Художник, подобно средневековым мастерам, мысленно помещал себя (и, соответственно, зрителя) в глубину картины, усиливая таким способом активность, напряжение изобразительного пространства. Возникало особенное сочетание прямой и обратной перспектив.
Дальний план в картинах Сезанна выдвигается вперед и «охватывает зрителя» со всех сторон. Художник восклицал: «Я вижу планы, которые качаются и наклонены, прямые линии кажутся мне падающими». Изображая многократно гору Сент-Виктуар в окрестностях Экса, каждый раз он находил новое взаимодействие массы горы с окружающим пространством, причем всегда подчеркивал тектоничность — то, как гора «вставляется» в приготовленное для нее место. Примечательно, что изобразительная тектоника этюдов Сезанна корреспондирует с действительными геологическими сдвигами, разломами земной коры в этом месте. Интуитивно Сезанн всегда находил точку зрения «у разлома».
В «Пейзаже с домом повешенного» особенно выразительно «обратное движение» пространства – из глубины картины на зрителя. В связи с подобными пластическими движениями родился термин «пассаж» (франц. Passage – переход). Этот термин ввел живописец А. Лот в 1939 г. С помощью «пассажей» Сезанн преодолевал инертность, пассивность прямой центральной перспективы.
Он совершал нечто вроде духовного восхождения по тектоническим разломам земли. Б. Дориваль писал, что пейзажи Сезанна отличаются «космическим характером геологической драмы». Живописец О. Ренуар говорил, что «три мазка Сезанна — это уже картина».
1839-1906. П. Сезанн.
|
Ваза на стуле. 1895 год. Поль Сезанн.
|
Художник Сезанн, Поль. Дом и дерево.
|