Групповой портрет
Портрет, на котором изображено не менее трех персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единым действием или сценой. Независимо от того, сколько человек изображено на портрете — двое (парный портрет) или несколько (групповой), каждый из них на портрете обладает относительной автономией. На портрете могут звучать две, три темы и т.д., но каждая из них — тема индивидуальной жизни. Если темы теряют свою самостоятельность, портрет выходит за пределы своей жанровой специфики. Так, например, если темой выступает событие, перед нами не портрет, а картина, хотя ее герои могут быть изображены портретно.
Кроме темы, портрет имеет всеобщий (инвариантный) сюжет, такую форму бытия, как созерцание-мышление, интеллектуальное, внутреннее созерцание. В этом состоянии субъект вбирает в себя весь мир предметов и связей со стороны их значения, смысла, коренных вопросов человеческого существования. Сознание погружается само в себя. Человек при этом освобождается от односторонности, от узости страсти или случайного настроения. Индивид внутри себя преисполнен поэзии и фантазии, глубокого погружения в размышления и мысли, в собственный замкнутый внутренний мир. Такому состоянию противопоказано действие, речедвигательная активность (на портрете человек, как правило, не "говорит". На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание. Портрету противопоказаны аффекты (гнев, ярость, бурное веселье и т.д.) — сильное кратковременное чувство, связанное с активной двигательной реакцией. Для портрета характерен одушевленный покой. Человек созерцающий предполагает разнообразное сочетание иных характеристик — социальное положение, национальность, возраст, религиозные и нравственные признаки, характер и др.
Созерцающе-размышляющий индивид изображается на портрете во внешнем облике. Главное здесь — зеркало души, лицо, а в лице — выражение глаз. Взгляд устремлен вдаль или уходит вглубь души, он "проходит" сквозь зрителя. В XVII веке высшие достижения в жанре портрета были созданы наследниками нидерландской живописи. К этому времени она разделилась на две самостоятельные ветви — фламандскую и голландскую школы. Для художников этих школ портрет приобретал все большее и большее значение, а техника значительно совершенствовалась.
По причине усиления буржуазии увеличивается количество заказчиков портретов. В Голландии становится необычайно популярным групповой портрет. Также художники начинают создавать портреты - типы людей из народа (Диего Веласкес, Хальс). Возросшая тяга художников к самопостижению, утверждению творческой личности способствует разработке форм автопортрета (Рембрандт, его ученик Карел Фабрициус, Антонис ван Дейк, Николя Пуссен). По-прежнему не сдает позиций и аристократический портрет: Рубенс, Веласкес, ван Дейк создают как парадные портреты, так и проникновенно-лирические, интимные вещи. Техника живописи находится на весьма высоком уровне, происходит эволюция выразительных средств: «убедительная передача световоздушной среды посредством светотеневых контрастов, новые приёмы письма плотными и короткими, подчас раздельными мазками, что сообщает изображению неведомую дотоле жизненность, реально осязаемую подвижность». В основе композиции многих портретов этого периода оказывается движение, при этом огромная роль отводится выразительности жеста модели. Активизируется сюжетная взаимосвязь героев группового портретов, заметно обозначается его тенденция к перерастанию в групповой портрет-картину.
А.М. Герасимов вошел в советское искусство прежде всего как мастер портретной живописи. Среди портретных произведений художника особо выделяется «Портрет старейших советских художников». Групповой портрет — один из труднейших видов портретной живописи. И не случайно жанр группового портрета становится распространенным жанром советской живописи. К нему все чаще обращаются художники.
В «Портрете старейших советских художников» Герасимова серьезный идейный замысел получил яркое живописное воплощение. Этот портрет с самого начала был особенно дорог его автору. Изображенные люди принадлежали к числу наиболее близких друзей художника.
«Мой групповой портрет возник не случайно (рассказывает автор полотна) уже давно я мечтал запечатлеть в живописи портреты русских советских художников старшего поколения. Мне хотелось показать их демократизм и характеризовать их как носителей тех благородных национальных реалистических традиций, которыми связано современное искусство с прошлым. Вот почему на моем групповом портрете не случайно появились именно И.Н. Павлов, В.Н. Бакшеев, В.К. Бялыницкий-Бируля, В.Н. Мешков и другие. Кроме общности реалистических убеждений, этих художников связывали дружеские отношения. Да и я знал и любил я их больше других». Герасимов писал портрет с необычайным увлечением. Вся группа художников запечатлена в глубоко правдивом жизненном взаимодействии, в момент товарищеской близости. Портрет дает яркое представление не только об общности убеждений изображенных людей, но выразительно раскрывает характеры каждого из них. Перед зрителем возникают живые образы, полные человеческого тепла и неповторимой индивидуальности.
Круглый стол короля Артура. В. Дерюгин.
|
Портрет старейших советских художников. А.М. Герасимов.
|