Неопримитивизм
Совокупность художественных приёмов, характерных для искусства конца 19 – 20 века. Для неопримитивизма характерно нарочитое упрощение художественных средств и форм ради наибольшей выразительности. К примеру, применение простой композиции, искажений в изображении, насыщенных, ярких цветов. При этом неопримитивизм исходит из опыта примитивного искусства (народного, архаических культур прошлого и пр.)
Неопримитивизм отразился в творчестве почти всех известных мастеров двадцатого века. Искусство островитян вдохновляло П. Гогена, особенности скульптуры африканцев сказались на творчестве кубистов и пр. Особая роль принадлежит неопримитивизму в период развития русского авангарда. Этот термин возник в искусствознании в 1913 г., после создания манифеста русских неопримитивистов. Это течение подготовило почву для русского авангарда.
В основе неопримитивизма лежало стремление обрести чистоту взгляда на мир, присущую неиспорченному цивилизацией сознанию.
Термин "неопримитивизм" (или "примитивизм") в свое время имел хождение среди художников круга Ларионова – тогда, когда они отделились от "Бубнового валета" и организовали свое объединение "Ослиный хвост". В 1913 году один из участников этого кружка – А. Шевченко – выпустил брошюру "Неопримитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения". В дальнейшем термин утвердился в отечественной науке.
Его использовали и зарубежные исследователи для характеристики отмеченного направления в русской живописи – Камилла Грей, Джон Боулт, Валентина Маркаде и другие. Примитивистские тенденции были характерны и для западноевропейской живописи – французского фовизма, кубизма, немецкого экспрессионизма. Но нигде, кроме России, эта тенденция не приобрела той самоценности, которая позволила ей стать самостоятельным направлением.
По времени русский примитивизм совпал с немецким экспрессионизмом – он зародился в 1906-1907 г., достиг расцвета около 1910 и до 1912-1913 г. годов сохранял роль авангардного течения, катализатора иных направлений. Наиболее определенно примитивизм обнаружил себя на последней выставке "Золотого руна", на первых выставках "Бубнового валета" и, наконец, на выставках "Ослиного хвоста" и "Мишени". Н. Сапунов и С. Судейкин в общении с примитивизмом испытывали искус эстетизма. Примитивизм оставался для них эстетской игрой, и лишь в редких случаях сквозь нее пробивалась правда народного представления о жизни. Для П. Кузнецова обращение к примитивизму стало лишь частью программного поэтического ориентализма. Н. Крымов с помощью примитива боролся с натурным восприятием природы. Представители "Бубнового валета" – особенно в первые годы – в тяготении к фольклорным основам творчества искали способы воссоздать существенные черты народного художественного мышления. Свои выставки они уподобляли веселым зрелищам и мечтали о своеобразном выставочном балагане (это хорошо показал Г.Г. Поспелов). Наиболее страстно увлекались примитивом М. Ларионов и Н. Гончарова, уже превратившие примитивизм в открытое направление, а вслед за ними – А. Шевченко (теоретик примитивизма), П. Филонов, М. Шагал, К. Малевич. Трое последних, пройдя через примитивизм и выйдя из него, обрели лицо в самостоятельных художественных системах.
В своих программах примитивисты провозглашали ориентацию на отечественные художественные традиции. Наиболее последовательно новую тенденцию выразила Наталия Гончарова, безусловно, ставшая рупором целой группы художников и их вожака Ларионова.
Запад, по мнению Гончаровой, был лишь передатчиком давних восточных художественных открытий. Восток вернулся через Запад. Но теперь надобность в промежуточном звене отпала, и пришло время непосредственно обрести первоисточник.
Особенность неопримитивизма заключалась в том, что его представители стремились не к стилизации, не к подражанию народному мастеру, а к выражению существенных сторон народной эстетики. Здесь наиболее показательным примером оказывается творчество Ларионова, который – в соответствии с народной эстетикой – уравнивает важное и неважное, высокое и низменное, доходя в этом до крайности – культивируя принципы заборного рисунка и "казарменной живописи". Кроме того, Ларионов пользуется методом соединения автобиографического и безличного, который характерен для народного творчества и составляет его интересную особенность.
Цветочница. К. Малевич. 1903 г.
|
Московская улица. Н.С. Гончарова.
|
Работницы рекордсменки. П. Филонов.
|