Конструкции сводов
Свод (греч. apsis; от hapto — «сводить, соединять, связывать») — в архитектуре — криволинейное перекрытие стен, столпов, пилонов.
Удлиненные базилики западноевропейского Средневековья, имеющие план в форме неравноконечного латинского креста, затрудняли возведение купола над средокрестием. Конструктивная задача облегчения каменных сводов базилик (которые необходимо было строить все большего размера) привела на рубеже XII-XIII вв. к рождению готического стиля. Эта задача была блестяще разрешена несколькими поколениями «свободных каменщиков» введением каркасной конструкции и системой связанных наружных опор — аркбутанов и контрфорсов, которые снимали боковой распор сводов со стен нефов. Связанная система» диагональных и боковых, или щековых, арок с облегчением кладки распалубок позволяла значительно увеличить прочность свода при одновренном уменьшении веса, а стрельчатость арок - уменьшить боковой распор.
В крестовом готическом своде пересечение ребер – нервюр – создаёт сложный «звёздчатый» рисунок из диагональных рёбер (ожива), лиерн и тьерсеронов. Такой свод называют звездчатым. Помимо крестового в готической архитектуре использовали веерный свод (англ. fan vault). Название возникло от характерного рисунка нервюр, расходящихся веером из угловых опор. Такие своды часто встречаются в архитектуре Северной Европы, поэтому их называют также норманнскими.
Основание свода именуют пятой, отдельные сектора поверхности, рассеченной нервюрами, — лотками. Центральный камень в верхней точке — «замок свода» (франц. clef de voute — «ключ свода»). В эпоху Готики стены, освобожденные от нагрузки, прорезали огромными окнами. Солнечный свет, проникая через цветные стекла витражей внутрь храма, окрашивал его стены во все цвета радуги, а своды, поднятые на невероятную высоту, терялись в дымке. Так осуществилась давняя мечта человека: если не физически, то хотя бы мысленно достигнуть неба. Свод в архитектуре стали сравнивать со сводом небесным, или «всемирным» (нем. Weltenmantel), который титан Атлант в наказание за грехи вынужден был держать на своих плечах. Человек дерзостью мысли и мастерством рук освободил Атланта от наказания. Не случайно в средневековых трактатах по архитектуре образ Атланта заменяли Келием— божеством неба, сыном Эфира и отцом Сатурна.
|
Различные конструкции сводов.
|
|