A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Чешское стекло


Чешское стекло Художественный промысел, получивший своё распространение в Чехии 14 – 15 века. Наибольшего расцвета достиг в конце 16 века, в то время, когда К. Леман - придворный мастер  императора Рудольфа придумал метод гравировки или резьбы по стеклу. Чешское стекло стало знаменито со второй половины 17 века, в эпоху барокко, когда было изобретено известково-кальциевое стекло или чешский хрусталь, который допускал глубокую огранку. Формы громоздких кубков, чаш и флаконов, с пышной фигурной и орнаментальной резьбой на их поверхности,  изготовленные чешскими мастерами в начале 18 века, в немалой степени повлияли на стекольное европейское производство. Во второй половине 18 – 20 веков изготовление чешского стекла было связано с главной стилистической эволюцией в искусстве Европы.     

Корни чешского стеклоделия

Чешское стекло, бесспорно, стало в мире эталоном. Пожалуй, никакая другая страна мира не может гордиться такой продолжительной, не прерывавшейся на протяжении веков традицией стеклоделия, как Чехия с её историческими землями. При этом речь идёт не о продукции одного или двух стеклозаводов, а об обширных областях, вплоть до наших дней продолжающих оставаться центрами стеклодельного производства. Чешское стекло пользовалось очень большим спросом у покупателей на внутреннем рынке и за границей. Именно оно многократно задавало тон европейскому, а позднее и мировому стеклоделию.

Готика

Браслет (Чешское стекло)Старейшие находки стеклянных бусин на территории исторических чешских земель относятся к раннему бронзовому веку, когда эта территория была заселена кельтами, знавшими технику стеклоделия и нанесения эмали. Производством стекла, очевидно, занимались монастыри бенедиктинцев. Монахи владели мастерством росписи по стеклу и составлением композиций из цветного оконного стекла, из которого делались витражи, которыми застеклялись окна. В средневековых чешских стекловарнях (гутах) умели варить и почти бесцветную стекломассу. Типичными изделиями средневековых чешских стеклоделов можно считать высокие, изящные бокалы из прозрачного стекла, обычно украшавшиеся наклеивавшимися на них бусинками, и бутылки с горлышками, образованными из нескольких переплетённых трубочек, называвшиеся "кутрольф" и служившие для питья самогона и вина.

Возрождение

Эпоха Возрождения стала важным переломным моментом в развитии европейского стекла, рассматриваемом с технологической и художественной точек зрения. Ключевую роль в ней сыграло венецианское стекло, на котором впервые появилась роспись эмалью. Пробивали себе путь в жизнь цветная стекломасса, вплавленные декоры, а позднее и гравировка. Характерными для той эпохи стали предназначавшиеся для любителей выпить большие бокалы ёмкостью в полпинты (примерно 0,7 л), кувшины, четырёхгранные бутылки и различные кубки и рюмки, как, например, так называемый "рёмер". Популярными были свадебные кубки. Начиная со второй половины XVI века, можно говорить о регулярном экспорте чешского стекла.

Барокко

Выставка чешского стеклаПоявилась резьба по стеклу, т.е. гравирование, ставшее позднее, наряду со шлифовкой и гранением, основной техникой украшения стекла. В распоряжении чешских стеклоделов оказалось прочное, толстостенное, но при этом прозрачное и сверкающее стекло, до сих пор несущее обозначение "чешский хрусталь". Заслуга в приобретении чешским барочным стеклом отличной репутации принадлежала Буквойской гуте в Новых Градах и гуте Яноушека в Вимперкском поместье.

В первой половине XVIII века по инициативе графа Кинского был создан новый экономический центр поместья под названием Бор, ставший позднее главным центром чешского стеклоделия. В конце XVII века в Каменицком Шенове стали изготовлять люстры. Позднее Шенов превратился в центр чешского производства люстр.

Рококо и классицизм

В районе вокруг Яблонца-на-Нисе в 1711 году была изобретена так называемая "Турновская композиция". Популярными стали табакерки в виде стеклянных флакончиков, бутылочки для самогона и стеклянные расписные картинки, создававшиеся на различные мотивы. Гарраховский стеклозавод в Новом Свете (1764 г.) приступил к изготовлению принесшего ему тогда европейскую славу молочного (опалесцирующего) стекла, подражавшего фарфору. В начале XIX века на этом заводе работал лучший гравёр по стеклу Доминик Биман.

Романтизм и историзм

Вазы из чешского стеклаОдной из наиболее выдающихся индивидуальностей в чешском стеклоделии стал Фридрих Эгерман (1777—1864 г.), являющийся изобретателем так называемой "жёлтой цветной протравы" на стекле, придававшей ему желтоватый налёт, не нарушая его прозрачности. Эгерману были выданы патент и привилегия на изготовление литиалинового стекла (т.е. стекла, подражающего мрамору и полудрагоценным камням). Наиболее важным по значению открытием этого стеклодела до сих пор остаётся красная цветная протрава, украшаемая гравировкой. В Карловых Варах из традиции, заложенной в эпоху барокко, исходит школа гравирования им. А.Г. Маттони. Появились гравёры звучных имён, а именно Эммануил Гоффман, Доминик Биман и Людвиг Мозер. Почти все северочешские и шумавские стеклозаводы изготовляли подвески для люстр. Главным производителем люстр была фирма "Элиас Пальме", поставлявшая их во многие страны мира. К концу XIX века большим спросом пользовались люстры в венецианском стиле с многоцветными термически формованными цветами, выпускавшиеся в Гаррахове. Стеклозаводы Йозефа Ридла являются крупнейшим изготовителем и поставщиком стеклянных абажуров для ламп.

Стеклозавод "Франтишек Кавалир" (позднее переименованный в "Кавальер"), в г. Сазава выпускает специальное лабораторное стекло.

Стиль модерн конца XIX — начала XX века

Фужеры из чешского хрусталя (царский хрусталь)Отдаётся предпочтение линейности, переливающейся цветовой гамме и плоскостности. Наряду с французским и американским стеклом в стиле модерн конца XIX — начала XX века, чешское стекло в том же стиле принадлежит к самому лучшему, что было создано в мире.

Стеклозавод "Й. Лётц" из Клаштерского Млина, удостоенный многих призов на всемирных выставках (например, в Париже в 1900 г.), занимает ведущее место в производстве стекла в стиле модерн.

XX век

Первым большим событием в истории современного чешского стеклоделия явилась открывшаяся в Париже выставка декоративного искусства (1925 г.), за которой последовали выставки в Брюсселе (1935 г.) и снова в Париже (1937 г.). Важное по значению положение занимали и продолжают занимать профтехшколы стеклоделия в Каменицком Шенове, Новом Боре и Железном Броде, равно как и Художественно-промышленная школа в Праге. Ещё более углубляется сотрудничество производителей стекла с художниками. Чешское художественное стекло восхитило посетителей Всемирной выставки в Брюсселе (1958 г.) и в Монреале (1967 г.). Художники П. Глава, С. Либенский, Я. Брихтова, И. Шугаек и многие другие принесли чешскому стеклоделию славу и всемирное признание. В настоящее время все стекольные заводы приватизированы.

Черный цветок (подвеска, чешское стекло)
Черный цветок.
Чешское стекло.

Дракон с жемчужиной (Сваровски)
Дракон с жемчужиной.
Сваровски.

Колье (Ольга Таволга, чешское стекло)
Колье.
Ольга Таволга.
Чешское стекло.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.