Тондо
(от итальянского tondo, буквально — круглый)
Живописное произведение или рельеф, которые имеют круглую форму. Такая форма картин была особенно популярна в ренессансной Италии, в частности, во Флоренции, где она появляется уже в эпоху «интернациональной готики» (Мастер Суда Париса из Барджелло) в форме «desco da parto» (поднос для рожениц). Этому, первоначально ремесленному, изделию Мазаччо придал благородство произведения искусства («Рождение Марии», 1427—1428 г. Берлин-Далем). С этого момента тондо стали использовать все крупные мастера того времени: Доменико Венециано («Поклонение волхвов», Берлин-Далем), Фра Анжелико, Филиппо Липпи («Поклонение Волхвов», Вашингтон, Национальная галерея).
Однако чаще всего на тондо изображалась «Мадонна с младенцем». В таком варианте тондо использовали Филиппо Липпи (Флоренция, галерея Питти), Боттичелли («Мадонна дель Магнификат», Флоренция, Уффици), Филиппино Липпи, Доменико Гирландайо, а затем Лоренцо ди Креди и Пьеро ди Козимо, произведения которых свидетельствуют о большой популярности тондо в Тоскане, сохраняющейся и в последней трети кватроченто. Более современную трактовку тондо получает в творчестве Микельанджело («Мадонна Дони», Флоренция, Уффици), и в некоторых «Мадоннах» Рафаэля («Мадонна Альба», Вашингтон, Национальная галерея; «Мадонна в кресле», Флоренция, галерея Питти).
Поэтому нередко термином "тондо" обозначают лишь изображения мадонны с младенцем, круглой формы, присущие искусству итальянского Возрождения флорентийской школы середины 15 – первой половины 16-го веков. Реже тондо использовалось в нидерландской и французской живописи, а также в живописи художников-маньеристов.
Святое семейство. Микеланджело. Около 1505 г.
|
Мадонна Питти. Микеланджело.
|
Поклонение Младенцу. Ф. Бартоломео. Около 1510 г.
|