A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Руина, Руинированный пейзаж

Руинированный пейзажРуина, Руинированный пейзаж (от лат. ruina — «падение, обвал») — руинами называют здания, обвалившиеся от времени или по злой воле человека. В христианской символике руины античного здания означают Синагогу — ветхозаветную церковь, «камни» которой используют для строительства новозаветной церкви — небесного, или Нового Иерусалима. Аналогичным образом изображения недостроенной Вавилонской башни рассматривают в качестве символа поражения язычества перед христианством.

Художники Итальянского Возрождения в композициях на библейские сюжеты располагали действующие фигуры на фоне руин античной, главным образом древнеримской архитектуры, которую в то время можно было срисовать с натуры. Сцену «Рождества Христова» также традиционно изображают на фоне «руинированной архитектуры» — символа уходящей эпохи.

Постепенно, в искусстве позднего Возрождения, Маньеризма и Барокко, руины перестали воспринимать исключительно в символическом смысле. Происходило философское переосмысление и эстетизация руинного пейзажа как выражения бесконечности времени, бренности материи перед лицом вечности, неумолимой силы, разрушающей даже камни: «Roma quanta fuit, ipsa ruina docet» (Сколько существует Рим, столько он порождает руины). Таков смысл изображения античных руин в творчестве Дж. Б. Пиранези.

Романтическая идея прорастания сквозь руины здания «ростков жизни» — более оптимистичная трактовка темы вечности — в равной степени свойственна искусству Барокко и Неоклассицизма. Художники дунайской школы создали еще в XVI в. особенный жанр пейзажной живописи с изображением фантастических руин, уходящих в перспективу полуразрушенных аркад, заросших травой и кустарником колоннад, обрушенных башен.

Руины древнего РимаТрадиция сентиментального переживания уходящего времени сохранялась в искусстве XVIII — XIX вв. Наряду с изображением действительных руин древней архитектуры возник жанр искусственно руинированного пейзажа. В частности, Пиранези рядом с документальным изображением полуразрушенных памятников древнеримской архитектуры стал помещать несуществующие руины, созданные его воображением. Английский архитектор Дж. Соан построил у себя в поместье «руину античного храма», будто бы случайно обнаруженную во время раскопок, а затем сочинил дискуссию об античном происхождении своей виллы. Английский поэт А. Поуп под своим загородным домом создал галерею с названием «Платонова пещера». В парке Версаля был создан «Грот Аполлона». Неоплатоник Порфирий (232—304 гг.) в трактате «О пещере нимф» называл духовный мир человека «прекрасным гротом». В семантике английских парков и «пейзажного стиля» второй половины XVIII — начала XIX в. грот, пещера, павильон, стилизованный под руину античного здания, переосмысливались в «панораме времени» и, согласно романтической эстетике, в качестве «темницы души».

В парках разбрасывали будто бы случайно сохранившиеся от давних времён обломки колонн, капителей. Так «античные» руины появлялись в парках туманного Альбиона, в германском Вёрлице, в финском Монрепо, в аббатстве Фонтхилл, в Бабигоне, на Царицыном острове и в парке Сергиевка близ Петербурга, в Ореанде, в Крыму. Английский фабрикант Дж. Веджвуд изготавливал из фаянса руинированные вазы, стилизованные под античные.


Руины Древней Греции
Руины Древней Греции.

Руины древних инков
Руины древних инков.

Руины древних Дельф
Руины древних Дельф.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.