A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Пта


(в переводе с древнеегипетского — открывающий)

Бог Пта (барельеф)Древнеегипетский бог, творец мира, бог правды и порядка, особенно почитался в Мемфисе. Изображался в виде мумии с не забинтованной головой, с жезлом, стоящим на иероглифе, означающем правду.

Считалось, что он «отверзает уста» богов и открывает день при восходе Солнца. Можно предположить, что Пта олицетворял и открытие мира, познание. А то, что он плотно прикрыт — за исключением кистей рук и ступней — показывает, насколько плотен покров тайн, скрывающих от наших глаз истинную сущность бытия. В одной легенде о сотворении мира, сложенной мемфисскими жрецами, в качестве творца мира выступал бог Пта, который создал мир и богов своим словом: все, что он называл, воплощалось в реальные вещи.

В эпоху древнего царства он занимал одно из самых выдающихся положений в египетском пантеоне. Пта был богом солнца или скорее живительной солнечной теплоты, хотя первоначально почитался как бог земли.

Вместе с Пта в Мемфисе почитался погребальный бог Сокар, но этот бог вскоре слился с Пта в одно божество — Пта-Сокар, вследствие чего Пта стал считаться и погребальным богом. Впоследствии египтяне стали почитать погребальным богом преимущественно Осириса, но Пта при этом сохранил значение могильного бога: он только слился с Осирисом, из-за чего образовалось новое сложное божество — Пта-Сокар-Осирис.

В Мемфисе Пта был частью святой триады. Его жена была богиней львицей Сехмет (однако иногда его женами называли также Маат, Тефнут, Хатор), и его сын, как говорили, был или Имхотеп или Нефертем. Геродот отождествлял Пта с Гефестом, так как иногда его считали покровителем ремесел и искусств.

«Душой» Птаха считался священный бык Апис, языком — бог Тот. Древнеримский историк Диодор Сицилийский сообщал, что египетские женщины обнажались перед изображениями священного быка Аписа.

Египтяне верили, что смерть ездит на черном быке. Он был олицетворением материального мира, обладающего в то же время и духовной природой. Это символ элемента земли, власти и плодородия. Мемфисский Серапеум представлял собой грандиозное подземное сооружение с огромными каменными саркофагами для мумий быков. На специальных стелах даты указаны даты: рождения, "вступления в должность" Аписа и смерти — с точностью до одного дня царствования того или иного фараона. Следует подчеркнуть, что предание о том, будто срок жизни Аписа — 25 лет (затем его топили), не подтверждается памятниками — в Серапеуме имеются погребения Аписов, проживших более этого срока.

Живого Аписа содержали в Апейоне — специальном помещении, о котором упоминает Геродот и которое Страбон называет двором. Античные авторы передают разноречивые сведения об Аписе. Страбон утверждает, что "его лоб и некоторые другие малые части тела имеют белые отметины, остальные же части черные; по этим признакам всегда выбирают быка, подходящего для наследования, когда умирает тот, который пользуется почитанием". Геродот так описывает Аписа: "Он черный, на лбу у него белый квадрат, на спине изображение орла под языком — жука". Другие авторы, расходясь в деталях, сходятся в том, что Апис черный.

Бог Пта
Бог Пта.

Бог Пта
Бог Пта.

Пта из гробницы Тутанхамона
Пта из гробницы
Тутанхамона.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.