A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Река

Картина Девушки на берегу реки. Река (др.-русск. рЪка, от др.-инд. rayas — «течение»; греч. rhein — «течь»; ср.-ниж.-нем. rin — «ток воды»). Водное течение ассоциируется с потоком явлений, сознания, мысли и течением жизни. Люди всегда стремились селиться по берегам рек не только из практических соображений. Море бывает враждебным, озеро скучным, течение реки развивает воображение.

Древние цивилизации возникали в долинах рек: древняя Месопотамия — в долине Тигра и Евфрата, Египет — в долине Нила, Китай — в бассейне Хуанхэ, Индия — Ганга и Инда. По разливам рек составляли календари. Реке жизни противопоставляли реку смерти (Ахеронт; Лета; Пириф-легетон; Стикс). Вода во всех отношениях является источником жизни.

В иудейской и христианской традиции представления о Рае связаны с четырьмя реками, которые берут начало у корней Древа жизни. В древнейших источниках райские реки именуют: Пизон (или Фисон) — предположительно Инд, Гихон Картина П. Верещагина Река Чусовая (возможно, Ганг), Хиддекель (Тигр) и Евфрат. В позднейшей библейской версии центром мира называется гора Арарат, у которой остановился Ноев ковчег после Всемирного потопа (Быт. 8:4). Там же брали начало четыре великие реки: Евф­рат, Тигр, Кирос (Кура) и Араке. Четыре райские реки определяют расположение четырех частей света. В представлении древних греков ойкумена (обитаемая зем­ля) омывается со всех сторон великой рекой — Океаном.

В персидском и му­сульманском искусстве распространены ковры с геометризованным изображением центра мира и вытекающими из него ре­ками. В Древнем Риме реку Тибр почитали «Отцом Тиберином» (лат. Tiberinus Pater) и поклонялись ему как божеству, отцу всех рек. Позднее, в Средневековье, христианские купели украшали аллегорическими фигурами — изображениями четырех райских рек, символизирующих четыре Евангелия, а во­да для крещения означала священную воду р. Иордан, в которой Иоанн Пред­теча крестил Иисуса Христа.

В искусстве Классицизма, Маньеризма и Барокко изображали водные божества и нимф источников. Реки представляли мужские и женские фигуры с кормилом или веслом, рогом изобилия и урной, из которой вытекает вода — источник жизни (Висла; Волга; Волхов; Неман; Одер; Рейн; Эльба). Французский скульптор А. Майоль таким же образом изобразил р. Сену.


Герасимов. Картина У реки
Герасимов.
У реки.

Картина маслом. Река Молома
Река Молома.
Картина маслом.

Картина Лаго-Наки. Река Цица
Лаго-Наки.
Река Цица.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.