Чукотская резная кость
Художественный народный промысел, изобретённый эскимосами и чукчами на северо-востоке побережья Чукотского полуострова (пос. Уэлен и др.). Археологи находили изделия чукотской резной кости еще первых веков н. э. В советское время отрылась косторезная мастерская (1931 г.) – в наше время переименована в Уэленскую косторезную мастерскую «Северные сувениры». Мастера чукотской современной резной кости вытачивают из моржовых клыков впечатляющие своей пластической выразительностью обобщённые по форме фигурки северных животных, наполненные движением и жизнью, разнообразные скульптурные группы (борьба зверей, охотничьи сцены, собачьи и оленьи упряжки и т. д.), служат украшением художественно-бытовых изделий и моржовых клыков: ножи для разрезания бумаги, серьги, брелоки, кулоны, цветной гравировкой процарапанные по кости штрихами, протёртыми цветными карандашами, - на фольклорную тематику и темы жизни северных народов.
Широкое распространение искусство резьбы по кости получило здесь в XVIII—XIX в.; наряду с ним появилась сюжетная гравировка по кости, которая стала использоваться для украшения костяных перекрытий жилищ, сидений и весел праздничных лодок. С начала XX в. на моржовых клыках с помощью контурных линий и штриховки гравировались сцены охоты, бытовые сюжеты. Чтобы придать гравировке красочность, декоративность, в линии втирались черная и красная краски. С XVIII в. из моржового клыка — основного материала промысла — вырезались фигурки животных (главным образом собак и медведей).
Композиции чукотской резной кости величавы, уравновешены, поэтичны, полны внутреннего напряжения. Цветная гравировка ныне наносится на поверхность кости специальным инструментом («коготком») и подцвечивается цветными карандашами. Рисунки, как раньше, посвящены бытовым и сказочным темам, но техника исполнения стала многообразнее и ярче.
История чукотской косторезной школы.
Каждая косторезная школа прошла определенный путь становления. Самая древняя из них возникла на Чукотке более двух тысяч лет назад. Издревле исконным занятием чукчей и эскимосов, живущих на побережье Берингова залива, была охота на морского зверя. Самым лучшим трофеем считался морж, а клыки этого животного служили основным материалом не только для создания предметов охотничьего снаряжения, но и для небольшой по размерам анималистической скульптуры.
Кроме скульптурной резьбы у народов Чукотки существовала гравировка по кости, получившая развитие в конце ХIХ — начале XX века. На отполированной поверхности моржового клыка с двух сторон изображались сцены из жизни чукотского народа, сюжеты легенд и сказаний, драматические моменты охоты и рыбалки.
Несомненный интерес представляет группа произведений чукотского косторезного искусства 1930-х — 1940-х годов. В отличие от русской и восточной резьбы, для нее характерна малорасчлененность объемов, графичность изображения.
В знаменитой уэленской косторезной мастерской, объединившей в 1931 году старых мастеров, работал охотник и оленевод Айе (1877—1945 г.). Произведений Айе сохранилось мало. Одно из них находится в собрании якутского музея и представляет собой объемную многофигурную композицию из двух оленьих упряжек, построенную на спокойном чередующемся ритме. Цветная гравировка подставки логично дополняет сюжетный мотив скульптурной группы, сообщая ей своеобразное изящество.
Традиционное понимание материала позволяет резчику вписать форму ножен в естественный изгиб моржового клыка и украсить гравированным рисунком.
Первые дошедшие до нас памятники чукотской резной кости относятся к I тысячелетию н.э. Это гребни, ручки ножей и наконечники гарпунов. Многие из них украшены тонкой гравировкой. Основные виды современной чукотской резьбы по кости — мелкая пластика и сюжетная гравировка на моржовых клыках.
С 1930-х годов известны имена лучших мастеров уэленской мастерской — Вуквола, Хухутана, Туккая. В 1931 г. в поселке Уэлен, расположенном на берегу Берингова пролива, организуется косторезная мастерская. С этого времени она становится центром чукотско-эскимосского искусства художественной обработки кости. Кстати, только в Уэлене знают секрет уникальной цветной гравировки по клыку моржа.
Работы чукотских граверов, как и резчиков, известны не только в нашей стране, но и за рубежом и пользуются заслуженным успехом.
Классическое наследие чукотской резной кости дополняет великолепная цветная гравировка по моржовому клыку с общей тематической направленностью охота на морского зверя, медведя, оленя. Среди них привлекает внимание документальное повествование об освоении Северного морского пути Папанинской экспедицией.
Кость — материал, известный людям с глубокой древности. Ученые-археологи, проводя раскопки на побережье Чукотского моря, обнаружили разнообразные изделия из клыка моржа, которые датируются первыми веками нашей эры. Это были бытовые предметы, необходимые в жизни эскимосов — охотников на морского зверя — наконечники гарпунов, ножи, скребки. На обском Севере археологи нашли изделия, выполненные из оленьего рога и костей крупных водоплавающих птиц изящные ложки, ручки ножей, завершающиеся изображением птиц, хищных зверей. Эти вещи также были выполнены в первых веках нашей эры, почти 2000 лет тому назад.
Моржовая кость, рог оленя, скелетная кость морских животных, зуб кашалота — эти материалы любимы чукотскими резчиками, дают им прекрасную возможность воссоздать образы близкой природы и родных людей, поведать большому миру о неповторимой красоте края, который так трудно увидеть воочию.
Скульптура Рыбак. В. Теютин. Моржовая кость, резьба. 1987 г.
|
Сказка про девушек и ворона Курклыля.
|
Пеликен.
|