Торжокское золотое шитьё
(от названия города Торжок, Россия)
Вид традиционной русской золотной вышивки, получивший широкое развитие в городе Торжок Тверской губернии и сохранившийся до настоящего времени в форме традиционного художественного промысла. По местному преданию первое упоминание об узоре из сверкающих металлических нитей относится к XIII веку. Вышитые золотом кожаные лоскутки, выполнявшие роль денег, были найдены при раскопках на территории Торжокского Кремля.
В XVI и XVII веках искусницы щедро украшали шитьем одежду, головные уборы, пояса, рукавицы, обувь, предметы церковного обихода. Особенно славились и ценились изделия из кожи и сафьяна с узором из золотых и серебряных нитей. Торжок занимал на Руси одно из ведущих мест по производству сафьяна. В XVII веке в городе по указу царя Алексея Михайловича был учрежден "сафьяновый двор". Наибольшее развитие промысел получил во второй половине XVIII — первой половине XIX столетия.
В Торжке шло массовое изготовление народных праздничных костюмов и головных уборов с драгоценной вышивкой. Мастерицам не раз поручалось украшать узором из сверкающих нитей царские облачения, платья знатных дворянок. Так, во второй половине XVIII столетия золотыми травами и звездами было расшито парадное платье Екатерины II, а в 1855 году готовили порфиру с гербами к коронации Александра II. Приемы и содержание официальных заказов обычно строго регламентировались.
Подлинные же творчество и фантазия швей раскрывались в декорировании народной одежды. Рисунки для вышивки составляли сами мастерицы. Наиболее характерны растительные узоры, основным мотивом которых была ветка розы с цветами, бутонами и листьями, дополненные завитками, усиками, блестками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону. При вышивке по плотным тканям применяли главным образом так называемый "кованый шов" и шов "в прикреп" по настилу.
А.С. Пушкин покупает здесь в ноябре 1826 года пояса в подарок для княгини Вяземской. О золотошвейных торжокских туфлях упоминает Л.Н. Толстой в романе "Война и мир". О живописном наряде девушек из этого тверского города говорит в своем дневнике А.Н. Островский, посетивший его в 1856 году.
Во второй половине XIX столетия вследствие изменения моды и из-за высокой стоимости золотной вышивки спрос на торжокскую вышивку значительно снизился, и промысел, да и искусство золотного шитья в целом переживали значительный упадок. Заботу о сохранении традиции золотного шитья взяла на себя новоторжокская земская управа, открывшая в 1894 году учебно-показательные мастерские и обеспечившая сбыт изделий. Большую роль в развитии промысла сыграла А.Н. Пашкевич, художник кустарного отдела земства, преподававшая в учебной мастерской композицию и рисунок для золотошвейных и кружевных изделий. На рубеже XIX—XX веков искусство торжокских швей было отмечено высшими наградами крупных международных выставок в Париже, Лондоне, Турине и других.
Учебно-показательные мастерские продолжали свою работу и после Октябрьской революции. В 1923 году на их базе была основана профтехшкола для подготовки инструкторов по вышивке, а уже в 1928 году ее выпускники объединились в торжокскую золотошвейную артель имени 8 Марта, выпускавшую преимущественно знаки отличия для Красной армии, и лишь в небольшом количестве традиционные изделия тюбетейки, бювары, декоративные подушки, сумочки. В узорах подобных изделий сохранялись мотивы золотных вышивок XVII—XVIII столетий. В конце 1940-х — начале 1950-х годов в растительные узоры, в которых усиливается тенденция к натурализму, стали вводиться также элементы советской символики звезды, серп и молот и т.д. В основном на предприятии, преобразованном в 1960 году в фабрику, выпускались знаки отличия Советской армии и малыми тиражами закладки, панно, очешники и т.д.
Интересен и разнообразен современный ассортимент золотошвейных изделий. Это уникальные панно, бювары (адресные папки), декоративные наволочки для диванных подушек, красивые скатерти, дорожки, салфетки, оригинальные украшения (броши, серьги, заколки для волос, нагрудные украшения, шитые золотом и серебром пояса), нарядная женская одежда – жилеты, блузоны, платья; головные уборы – береты, платки, шарфы, шали; сувенирные изделия – закладки для книг, эмблемы, театральные сумочки, косметички, очечники, кошельки, портмоне, книжки записные, шкатулки и многое другое.
Золотошвейные изделия выполняются позолоченными и посеребренными нитями на коже, замше, бархате, шелке, шерсти и других материалах. Вышивка дополняется бисером, блестками, канителью, жемчугом. В композициях золотного шитья используются русские традиционные мотивы (растительные орнаменты, фигурки зверей, птиц, фантастических животных) и современные направления (сюжетно-изобразительные, геометрические, архитектурные мотивы). Золотые руки торжокских мастериц возрождают, сохраняют и развивают вековые традиции народного искусства золотного шитья.
Панно. Торжокское золотое шитье.
|
Золотое шитье крупным планом.
|
Одежда с Торжокским золотым шитьем.
|