Выпуклая гравюра
(от французского graver — вырезать, создавать рельеф)
Один из основных видов гравюрной техники (ксилография, линогравюра, рельефная гравюра на металле), предназначенный для высокой печати. Все свободные от рисунка участки доски с помощью ножей, стамесок, долот или резцов (штихелей) убираются на несколько миллиметров.
Рисунок, таким образом, возвышается над фоном, образуя рельеф с плоской поверхностью. Краска накладывается тампонами из тряпки или накатывается валиком, затем к доске вручную или вертикальным прессом равномерно придавливается бумага, в результате чего изображение переходит на бумагу.
Для выпуклой гравюры характерны линейный рисунок, контрасты света и тени. Вместе с тем в выпуклой гравюре большую роль может играть живописное пятно (особенно в цветной гравюре, светотеневой гравюре кьяроскуро), могут создаваться эффекты тона, градации цвета и светотени. Принципиально технология получения изображения с помощью выпуклой гравюры не отличается от способа полиграфического размножения текста высокой печатью, где печатающие и пробельные (непечатающие) элементы (участки) расположены на разных уровнях.
Ксилография. Самая древняя техника гравюры. На Востоке наиболее ранний из оттисков на бумаге датирован 868 годом. В Европе появляется на рубеже XIV- XV веков, первая датированная ксилография относится к 1418 году. До конца XVIII века существовала лишь обрезная, или продольная, ксилография. Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони), непременно продольного распила, вдоль волокон дерева, загрунтовывается, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон отрезаются острыми ножичками, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2-5 мм.
При печати краска накладывается (прежде тампонами, впоследствии - валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается - прессом вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу. При обрезной гравюре композиция оказывается комбинацией черных линий и контрастных пятен, которые максимально контрастируют с белой бумагой. Эта звонкость сопоставления черного и белого уже заранее определяет большую декоративность обрезной гравюры, а контрасты черных и белых плоскостей, особенно при работе белым по черному, создают эмоциональное напряжение.
В последней четверти XVIII века англичанин Томас Бьюик (1753-1828 г.) ввел в употребление способ торцовой, или поперечной, ксилографии, при котором доска выпиливается поперек ствола, так что волокна дерева идут перпендикулярно поверхности доски. При торцовой ксилографии употребляют плотное и твердое дерево (бук, пальма, самшит) и режут специальным резцом - штихелем, след которого в оттиске дает белую линию. Торцовая ксилография позволяет работать более тонким штрихом, разная степень насыщенности которого позволяет варьировать тон. Ксилография дает 1500-2000 хороших оттисков.
Торцовая гравюра с удивительной точностью воспроизводит рисунки пером - размашистые росчерки, сетку мелкой штриховки, эффектные сочные пятна. Во второй половине XIX века в ксилографии стали делать не только рисунки, но и произведения живописи. Такая гравюра, построенная на комбинациях параллельных, порой однообразных штрихов, передает общий тон картины, свет и тень. Тоновая гравюра XIX века носит чисто репродукционный, ремесленный характер.
Рельефная гравюра на металле. Употреблялась лишь до начала XV века. Пластина из меди, латуни, олова или свинца обрабатывается специальными резцами так, что в результате гравирования она становится аналогичной доске обрезной ксилографии; печатается как последняя.
Гравюра на линолеуме. Возникла на рубеже XIX-XX веков. Линолеум обрабатывается резцами, имеющими вид маленьких изогнутых стамесок, так же как и в обрезной ксилографии, накатывается валиком, печатается, как гравюра на дереве. Однако линогравюра обычно более контрастна и часто имеет крупный неровный штрих. Гравюра на линолеуме дает около 500 хороших оттисков.
Моление о чаше. Ксилография. 15 в.
|
Яуза. Г.Ф. Захаров. Линогравюра. 1962 г.
|
Японская классическая ксилография 18-19 в.
|