Saeculum argenteusa (Серебряный век)
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» — литературная метафора для обозначения периода, счастливого для творчества, времени расцвета искусства, отмеченного, однако, грустными предчувствиями, ностальгией по «золотому веку» человечества, опасениями близкого краха идеалистических представлений.
В мифологической традиции сформировалась идея «веков человечества», отличающаяся от научной хронологии. Сначала на земле был счастливый «золотой век», затем последовал «серебряный», а после него — век войн и несчастий — «железный». В России «серебряным веком» называли рубеж XIX-XX столетий, период Модерна, в котором, в предчувствии скорых социальных потрясений, революций и войн, как бы подводили итог эпохе классического искусства.
Иногда русский «серебряный век» именовали по-французски: «belle epoque» («прекрасная эпоха»), что вызывает ассоциации с XVIII галантным веком, французским Рококо, искусство которого также развивалось в предчувствии крушения. Одним из свойств идеалистического творчества является игра, стилизация, уход в воображаемый мир (чаще в прошлое), стремление создать на основе любимых образцов искусства художественную реальность, отличную от материальной действительности.
Именно таким было творчество многих художников петербургского объединения «Мир искусства» и русских поэтов «серебряного века». В 1909 г. Волошин писал о крито-микенском искусстве (3 - 2 тыс. до н. э.), в частности о росписях Кносского дворца на Крите, что там «есть та изысканность форм и сознание сладости бытия, которые роднят её с французским восемнадцатым веком… Архаические царевны, современницы сотворения мира... носили корсеты, юбки с воланами, жакетки с открытой грудью... а волосы немного подвитыми на лбу, спущенными по спине и перевязанными широкими бантами...».
В русском искусстве «серебряного века» соединялись элементы французского Ар Нуво, неоготические стилизации, модерн-классицизм и «русский стиль». Не случайно с «грустным веком» ассоциируется яркий блеск серебра, мягкий лунный свет, переливы опала, или «лунного камня», перламутра и жемчуга. Поправляя мифологическую традицию, можно сказать, что после «серебряного века» наступил даже не «железный», а «каменный век».
Николай Смирнов. Серебряный век.
|
Серебряный век русской живописи.
|
Серебряный век. Русская живопись и графика. 1900-1920 гг.
|