Тотальное искусство
(от латинского totalis — весь, целый, полный)
Понятие авангардистской эстетики 1960-х г., обозначающее стремление к "всеохватывающему" искусству, к уничтожению границ не только между отдельными видами художественного творчества, но и между искусством и действительностью. Авангардистские направления этого времени стремились к "растворению искусства в среде", к "слиянию искусства с процессами самой жизни", что особенно ярко проявилось в таких формах, как хэппенинг, перформанс и других видах искусства действия, энвайронмент, ленд-арт, бодиарт, искусство объекта. Предельным выражением принципа тотального искусства служит утверждение, что любой фрагмент реальности и весь мир являются произведениями искусства.
Хэппенинг (по-английски happening, от to happen — случаться, происходить) — направление в постмодернизме, перешедшее от создания эстетических объектов к произведениям-процессам, то есть к "художественным событиям", осуществляемым либо самим художником, либо помощниками и зрителями, действующими по его плану.
Перформанс (от английского performance, буквально представление) — вид художественного творчества, объединяющий возможности изобразительного искусства и театра, характерный для дадаизма и концептуального искусства; в отличие от хэппенинга, в перформансе доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами.
Бодиарт (от английского body — тело и art — искусство) авангардное направление, возникшее в 1960-х годах. Представители бодиарта использовали свое тело как материал или объект творчества, прибегая к разнообразным, подчас болезненным, манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, надрезами, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы. Особая разновидность бодиарта — самодемонстрация художника, некоторые манифестации бодиарта несли эротический и садо-мазохистский характер. Будучи проявлением акционизма, бодиарт сблизился с рядом явлений, возникших в русле контр-культуры (тату, раскрашивание тела, нудизм, сексуальная революция). Раскраска человеческого тела, татуировка, шрамы-надрезы известны с древнейших времен (магико-религиозные, боевые, охотничьи и другие цели).
Энвайромент (от английского environment — окружение, среда) — обширная пространственная композиция, охватывающая зрителя наподобие реального окружения, одна из форм, характерная для авангардистского искусства 1960-х — 1970-х годов. Энвайронмент натуралистического типа, имитирующий интерьер с фигурами людей, создавали скульптуры Д. Сегал, Э. Кинхольц, К. Олден-бург, Д. Хэнсон. Подобные повторения реальности могли включать элементы бредовой фантастики. Другой тип энвайронмента представляет собой игровое пространство, предполагающее определенные действия зрителей.
Лэнд-арт (от английского land art — земляное искусство), направление в искусстве последней трети XX в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Энтузиасты лэнд-арта (У. де Мариа, Роберт Смитсон, М. Хайзер в США, Р. Лонг в Великобритании) прорывают траншеи, создают причудливые нагромождения камней, раскрашивают скалы и т.д., избирая для своих акций обычно безлюдные, "первозданные" и "дикие" ландшафты, тем самым как бы стремясь вернуть искусство в природу. Благодаря своему "первобытному" облику многие акции и объекты такого рода сближаются с археологизмом, а также (поскольку большинство публики может созерцать их лишь в сериях фотографий) с фото-артом.
Бодиарт.
|
Хэппенинг.
|
Ленд-арт.
|