Караваджизм
(от имени основателя - Меризи да Караваджо)
Это стиль европейской живописи эпохи барокко, появившийся в Риме в конце XVI века. Основоположниками стиля считаются Караваджо и его последователи.
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610 г.) Итальянский художник. Величайший реформатор западноевропейской живописи, целью творчества которого было отображение реальности. Учился в Милане у С.Петерцано. В начале 1590-х г. переехал в Рим, где создал большинство своих работ. Он писал жанровые картины с детальным изображением предметов и образами молодых людей, сделав своим героем человека из толпы. Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 начала 17 в. (маньеризму и академизму).
В ранних произведениях Караваджо заметно влияние живописи Тициана и Джорджоне, но уже видны особенные черты его стиля: сильные контрасты света и тени, стремление к натуралистическому образу человека, жесткой и энергичной лепке объемов («Лютнист», ок. 1594 г.; «Гадание», 1594-1595 г.). Для зрелого творчества художника характерно обращение к религиозным сюжетам, где действие переносится в современную жизнь, а образы святых и апостолов пишутся с грубых крестьянских типов. Наиболее яркими картинами этого периода являются «Призвание Матфея» (1600 г.), «Положение во гроб» (1602-1603 г.), «Обращение Савла» (1600-1601 г.), отличающиеся драматизмом сюжетов, усложненными композициями, сдержанной цветовой гаммой и глубиной образной трактовки. В поздних работах Караваджо на смену патетики приходят более сдержанные интонации, им присущи покой и созерцательность («Успение Марии», 1605-1606 г.).
Художественная "революция", произведенная Караваджо, касалась не только манеры письма, но и самого объекта живописи. Контраст между божественностью темы и ее "земным" толкованием являлся дерзостью, забытой со времен Джотто. Эстетика Возрождения, воплощенная в совершенстве Рафаэля или Леонардо да Винчи, ставила своей целью прежде всего изображение "грации" и "баланса". Маньеризм позднего Возрождения, правда, позволили некоторым образом таким гениальным художникам как Пармиджанино, Россо Фьорентино и Приматиччо исследовать и другие пути - более "приземленные" и таинственные, которые продлевали существование эстетических канонов, бывших неизменно статичными, потому что искусство должно было представлять "идеальный" мир, "другой мир" по сравнению с ежедневной обыденщиной.
В караваджизме характерен интерес к натуре, подчёркнутый реализм в изображении предметов. Важная роль уделяется объёму, а именно свету и тени в картине. Для караваджизма характерны демократизм художественного идеала, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов.
В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 в. и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве О. Джентилески. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество так называемых утрехтских караваджистов в Голландии (Х. Тербрюгген, Г. Хонтхорст и др.), а также Х. Риберы в Испании и А. Эльсхаймера в Германии. Воздействие отдельных приемов Караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Г. Рени и др. в Италии) и барокко (К. Шкрета в Чехии и др.). Через этап караваджизма прошли П.П. Рубенс, Д. Веласкес, Х. ван Рейн Рембрандт, Ж. де Латур.
Фламандские и голландские караваджисты являются некоей связной нитью между живописью Средиземноморья и Северной Европы. Архетипом фламандского караваджизма можно назвать Луи Финсона, которого на латинский манер назвали еще и Лудовикус Финсониус, бывший около 1615 года в Марселе на пути из Рима. Имитатор Караваджо, Финсон украшает многочисленные алтари в Провансе, где сотрудничает с голландцем Мартином Фабером, а затем уезжает в Амстердам. Некоторые фламандские художники, такие как Герард Сегенс, обращаются к караваджизму, чтобы потом, после 1630 года, приблизиться к стилю Рубенса, который также был поклонником творчества Караваджо; другие - как Яан Янссенс из Ганда, или Теодор Ромбоутс из Антверпена, остаются верными натурализму Меризи на протяжении всей своей художественной деятельности.
"Северных" караваджистов не стоит путать с "итальянизированными" - художниками, которые приехали в Рим, но не поддались влиянию Караваджо. "Римские" голландцы: Пуленбург, Бреенберг, Виттенбрук или Ван Лаэр, бесконечно далеки от истинных караваджистов, таких как Тер Бругген, который встречался в Риме с Караваджо и Джентилески, прежде чем вернуться в Утрехт в 1615 году; Дирк ван Бабурен, который украшал римскую капеллу в Сан Пьетро ин Монторио, его работа для которой - "Погребение Иисуса" - станет одной из самых знаменитых картин XVII века.
Между 1610 и 1630 г. некоторые молодые французские художники, обосновавшиеся в Риме, также воспринимают стиль и тематику умершего "маэстро". Первым был приехавший в Рим в 1611-1612 г. Валентин де Булонь, за которым следует Симон Вуэ. Этот последний в течение пятнадцати лет сделает блестящую карьеру в Италии, не только получая публичные заказы, но и, будучи официальным художником, получив титул почетного директора Академии Святого Луки, проруководив ею несколько лет.
В XIX веке снова появляются отсылки к Караваджо, исчезнувшие было в предыдущем веке. Их возродил Романтизм: "открытие" неидеализированной природы возрождает интерес к произведениям Караваджо после его полного "заката" на протяжении почти всего Сеттеченто (единственным исключением в это время был англичанин Райт из Дерби - редкий и счастливый пример подражания стилю Караваджо).
Сводница. Дирк ван Бабюрен. 1622 г.
|
Лютнист. Караваджо.
|
Игрок на флейте. Тер Бругген. 1621 г.
|