Гравюра
(от французкого graver — вырезать, создавать рельеф)
Один из видов графики, позволяющий получать печатные оттиски художественных произведений, выполненных в твердом материале (дерево, металл, линолеум и т.д.). Каждый оттиск с печатной формы считается авторским произведением (даже в тех случаях, когда доску нарезал гравёр по рисунку художника).
Гравюра — самый молодой вид изобразительного искусства. Зарождение живописи, скульптуры, рисунка, орнамента, архитектуры происходит где-то на заре человечества: можно считать, что они существуют столько же, сколько и сам человек. Гравюра же возникает вдруг, на позднем этапе истории. Мы даже знаем более или менее точное время ее появления — рубеж XIV и XV веков.
Уникальная опосредованность гравюры (необходимость, прежде чем сделать произведение, создать форму, с которой оно делается) объясняется, как бы оправдывается уникальной же возможностью иметь это произведение во многих экземплярах. Тиражность — неотъемлемое свойство гравюры: если бы не было тиражности, не было бы самой гравюры. И здесь очень важно было найти соответствующий материал для оттиска. Известно, что отпечатки делались на пергаменте, на шелке, на полотне. Но все эти материалы огрубляют изображение, вносят в него лишний фактурный элемент или недостаточно принимают на себя краску. Лишь бумага обладает той степенью нейтральности, которая позволяет переносить на нее любой образ, любую систему линий и пятен. Поэтому можно прибавить: не было бы бумаги — не было бы самой гравюры. И бумага подоспела как раз к возникновению гравюры: появившиеся в Европе еще в XII веке бумажные мельницы широко распространились лишь в конце XIV века.
В результате возникновения гравюры впервые в истории появляется возможность широко распространить зримый, визуальный образ. До этого всякое явление, всякий предмет, всякое устройство можно было в книге лишь описать — со всей приблизительностью словесного описания. Гравюра позволила заменить описание наглядным изображением, а ее тиражность способствовала широкому знакомству с этим изображением. В 70—80-е годы XV века начинают одна за другой выходить книги с гравированными иллюстрациями научного, инструктивного или информационного характера. Другим результатом тиражности гравюры стало совершенно новое явление в художественной практике: регулярное подписывание произведения.
Разумеется, и отдельные ранние картины несут на себе имя художника, но это или горделивое самовосхваление, или самоуничижительная помета, или вотивная запись — в целом картина в XV и даже в начале XVI века анонимна. Гравюра же, как правило, сразу же стала снабжаться констатирующей подписью-монограммой.
В XVII веке делаются попытки преодолеть механистичность тиражирования, лишить оттиски неукоснительного подобия друг другу. Сегерс использует не тиражные свойства гравюры, но индивидуальность каждого оттиска, печатая доску всего в нескольких экземплярах, прибегая в каждом случае к иной краске, решительно изменяя доску от отпечатка к отпечатку. Рембрандт, ценя тиражные возможности гравюры, вместе с тем утверждает художественный смысл, творческую закономерность состояний доски; он видит в гравюре способность к органическому изменению, трансформации, улучшению — к жизни доски, к ее развитию; в поздние годы, не довольствуясь уже и различием состояний, он печатает каждый оттиск, по-разному покрывая доску краской.
Однако такое многовариантное понимание тиражной гравюры было совершенно чуждо победившей в XVII веке репродукционной гравюре. Ее мастера видели значение тиражности в возможности донести до каждого не рождающийся у них художественный образ, но уже существующее, другое произведение искусства. В XVIII веке гравюра часто понимается как факсимильное воспроизведение чужого языка — рисунка, акварели; делаются разными мастерами гравюры с одного оригинала. При таком подходе больше всего ценится абсолютная неотличимость одного оттиска от другого: образ уже заранее задан, поэтому в гравюре он должен быть неизменен, он не может варьироваться от отпечатка к отпечатку.
Как только доска «устает», с нее перестают печатать. Самое понятие состояния доски меняется: оно включает в себя не работу над доской, а процесс оформления оттиска — «до текста», «до подписи», «до адреса». Наконец, начиная со второй половины XIX века, тиражные возможности гравюры становятся второстепенными — появляются фотография и фотомеханика, принимающие на себя эти свойства гравюры. Вперед выходит трепет прикосновения руки художника. Количество состояний угрожающе — и часто неоправданно — увеличивается, начинает особенно цениться индивидуальность, иногда случайная, оттиска (во времена Уистлера печатник оценивается по тому, сколько он может сделать разного рода оттисков с одной доски); излюбленной становится малотиражная техника — сухая игла, вводится понятие лимитированного тиража, часто не превышающего 25 экземпляров (после печатания такого тиража доска часто уничтожается); каждый оттиск подписывается от руки автором с указанием порядкового номера оттиска из тиража во столько-то экземпляров. Врожденная демократичность гравюры как вида искусства сменяется подчеркнутой элитарностью.
Гравюра Гильфердинга. 1780 г.
|
Гравюра пунктиром.
|
Опера Аида. Гравюра. 1875 г.
|