A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Гравюра


(от французкого graver — вырезать, создавать рельеф)

Средневековая гравюра Один из видов графики, позволяющий получать печатные оттиски художественных произведений, выполненных в твердом материале (дерево, металл, линолеум и т.д.). Каждый оттиск с печатной формы считается авторским произведением (даже в тех случаях, когда доску нарезал гравёр по рисунку художника).

Гравюра — самый молодой вид изобразительного искусства. Зарождение живописи, скульптуры, рисунка, орнамента, архитектуры происходит где-то на заре человечества: можно считать, что они существуют столько же, сколько и сам человек. Гравюра же возникает вдруг, на позднем этапе истории. Мы даже знаем более или менее точное время ее появления — рубеж XIV и XV веков.

Уникальная опосредованность гравюры (необходимость, прежде чем сделать произведение, создать форму, с которой оно делается) объясняется, как бы оправдывается уникальной же возможностью иметь это произведение во многих экземплярах. Тиражность — неотъемлемое свойство гравюры: если бы не было тиражности, не было бы самой гравюры. И здесь очень важно было найти соответствующий материал для оттиска. Известно, что отпечатки делались на пергаменте, на шелке, на полотне. Но все эти материалы огрубляют изображение, вносят в него лишний фактурный элемент или недостаточно принимают на себя краску. Лишь бумага обладает той степенью нейтральности, которая позволяет переносить на нее любой образ, любую систему линий и пятен. Поэтому можно прибавить: не было бы бумаги — не было бы самой гравюры. И бумага подоспела как раз к возникновению гравюры: появившиеся в Европе еще в XII веке бумажные мельницы широко распространились лишь в конце XIV века.

В результате возникновения гравюры впервые в истории появляется возможность широко распространить зримый, визуальный образ. До этого всякое явление, всякий предмет, всякое устройство можно было в книге лишь описать — со всей приблизительностью словесного описания. Гравюра позволила заменить описание наглядным изображением, а ее тиражность способствовала широкому знакомству с этим изображением. В 70—80-е годы XV века начинают одна за другой выходить книги с гравированными иллюстрациями научного, инструктивного или информационного характера. Другим результатом тиражности гравюры стало совершенно новое явление в художественной практике: регулярное подписывание произведения.

Коровница (Л. Лейденский, гравюра на меди, 1510 г.)Разумеется, и отдельные ранние картины несут на себе имя художника, но это или горделивое самовосхваление, или самоуничижительная помета, или вотивная запись — в целом картина в XV и даже в начале XVI века анонимна. Гравюра же, как правило, сразу же стала снабжаться констатирующей подписью-монограммой.

В XVII веке делаются попытки преодолеть механистичность тиражирования, лишить оттиски неукоснительного подобия друг другу. Сегерс использует не тиражные свойства гравюры, но индивидуальность каждого оттиска, печатая доску всего в нескольких экземплярах, прибегая в каждом случае к иной краске, решительно изменяя доску от отпечатка к отпечатку. Рембрандт, ценя тиражные возможности гравюры, вместе с тем утверждает художественный смысл, творческую закономерность состояний доски; он видит в гравюре способность к органическому изменению, трансформации, улучшению — к жизни доски, к ее развитию; в поздние годы, не довольствуясь уже и различием состояний, он печатает каждый оттиск, по-разному покрывая доску краской.

Однако такое многовариантное понимание тиражной гравюры было совершенно чуждо победившей в XVII веке репродукционной гравюре. Ее мастера видели значение тиражности в возможности донести до каждого не рождающийся у них художественный образ, но уже существующее, другое произведение искусства. В XVIII веке гравюра часто понимается как факсимильное воспроизведение чужого языка — рисунка, акварели; делаются разными мастерами гравюры с одного оригинала. При таком подходе больше всего ценится абсолютная неотличимость одного оттиска от другого: образ уже заранее задан, поэтому в гравюре он должен быть неизменен, он не может варьироваться от отпечатка к отпечатку.

Семейство у колодца (С. Бурдон, резцовая гравюра)Как только доска «устает», с нее перестают печатать. Самое понятие состояния доски меняется: оно включает в себя не работу над доской, а процесс оформления оттиска — «до текста», «до подписи», «до адреса». Наконец, начиная со второй половины XIX века, тиражные возможности гравюры становятся второстепенными — появляются фотография и фотомеханика, принимающие на себя эти свойства гравюры. Вперед выходит трепет прикосновения руки художника. Количество состояний угрожающе — и часто неоправданно — увеличивается, начинает особенно цениться индивидуальность, иногда случайная, оттиска (во времена Уистлера печатник оценивается по тому, сколько он может сделать разного рода оттисков с одной доски); излюбленной становится малотиражная техникасухая игла, вводится понятие лимитированного тиража, часто не превышающего 25 экземпляров (после печатания такого тиража доска часто уничтожается); каждый оттиск подписывается от руки автором с указанием порядкового номера оттиска из тиража во столько-то экземпляров. Врожденная демократичность гравюры как вида искусства сменяется подчеркнутой элитарностью.


Гравюра Гильфердинга (1780 г.)
Гравюра Гильфердинга. 1780 г.

Гравюра пунктиром
Гравюра пунктиром.

Опера Аида (гравюра, 1875 г.)
Опера Аида. Гравюра. 1875 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.