Театрально-декорационное искусство
(сценография)
Это искусство создания зрительного образа спектакля с помощью костюмов, постановочной техники, освещения и декораций. Театрально-декорационное искусство средствами живописи, скульптуры, архитектуры, декоративных искусств способствует раскрытию содержания и стиля театрального представления, усиливает его воздействие на зрителя.
Распространение театрально-декорационного искусства связано с развитием изобразительного искусства, театра, драматургии. Элементы театрального искусства возникли из древнейших игр и обрядов – маски, костюмы и прочее. В театре Древней Греции уже в 5 в. до н. э. помимо скены были объёмные декорации, которые в эллинистическую эпоху объединялись с живописными. Принципы театра Древней Греции были переняты древнеримским театром, в котором стали применять занавес.
Характерный для античности принцип симультанной декорации (одномоментный показ всех мест действия), перенял и средневековый европейский театр, где изначально декорацией церковных мистерий был интерьер, а потом внешняя стена храма. В период расцвета итальянского искусства эпохи Возрождения образовался тип архитектурно-перспективной декорации, которая изображала городскую площадь или улицу, уходящую вдаль. Такая декорация создавалась расписанными и натянутыми на рамы холстами, которые воспроизводили одно постоянное место действия (С. Серлио, Браманте, Б. Перуцци). С начала семнадцатого века всё более широко применялись механизмы для сцены. Использование вращающихся трёхгранных призм-телариев давало возможность сменять декорации у публики на глазах (немец Й. Фуртенбах, итальянцы Н. Саббатини и Буонталенти).
За усложнением техники последовало изобретение системы кулис (итальянец Дж. Алеотти) и «сцены-коробки». С середины семнадцатого века итальянская система арочно-кулисной декорации (Л. О. Бурначини, Дж. Торелли и др.) расширилась по всей Европе. В Великобритании в период Возрождения образовался специфический тип сценической площадки и театрального здания («шекспировская» или «елизаветинская» сцена), разделённой на нижнюю, заднюю и верхнюю сцены, с просцениумом, выдающимся в зрительный зал. В период классицизма благодаря драматургическому канону единства времени и места действия преобладала несменяемая декорация (тронный зал, вестибюль дворца в трагедии, городская площадь, комната — в комедии), поэтому всё богатство постановочно-декорационных эффектов сфокусировалось в балетно-оперном жанре. Итальянские мастера (А. Поццо, художники из семейства Галли-Биббиена) нарушили симметрию декораций XVII в., ввели угловую перспективу, усилив средствами живописи иллюзию глубины; добиваясь большей масштабности путём изображения отдельных архитектурных частей вместо целого здания, они форсировали контрасты света и тени.
Идущие за Великой французской революцией 1789 – 1794 г. демократизация театральной деятельности и развитие тематического репертуара способствовали реформе театрально-декорационного искусства. На сценах «театров бульваров» Парижа широко практиковались практикабли (объёмные декорации – скалы, мосты), организовывались сложные эффекты (сцены пожаров, кораблекрушений). В первой четверти девятнадцатого века Ч. Баркер в Великобритании, Л. Ж. М. Дагер во Франции показывали панорамы и диорамы в сочетании с новинками газового освещения.
На рубеже девятнадцатого – двадцатого веков художники и режиссеры разных стран изучали природу и специфику сценического искусства, которые определили его место в ряду прочих разновидностей искусств. В России работавшие над театральными декорациями в 1870-х годах художники В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, В.А. Серов, К. А. Коровин закрепили в театрально-декорационном искусстве принцип поэтически целостной интерпретации спектакля, единства, в колористическом плане, костюмов и декораций.
Поиском актуализации приёмов, которые позволили бы воспроизвести на театральных подмостках «жизнь человеческого духа», занимался К. С. Станиславский. В созданном им в 1905 году театре-студии в Москве на Поварской Станиславский привлёк к сотрудничеству живописцев из объединения «Мир искусства» - А.Н. Бенуа, М. В. Добужинского и др. Их работам присуща высокая живописность, ювелирное мастерство в передаче характера и стиля искусства разных эпох. Одновременно на сцене МХТа продолжалось экспериментальное творчество с художниками Н. П. Ульяновым и В. Е. Егоровым. Эти живописцы принимали участие в гастролях русской оперы и балета в Париже, организованных С. П. Дягилевым с 1907 года (Русские сезоны за границей) и вдохновлялись идеей гармоничного единства танца, музыки, драматического сюжета и пластическо-изобразительного воплощения. Декорации, созданные ими, отличались поразительным сочетанием живописности, фантазии, вкуса и колористической цельностью костюмов и сценической среды, содействуя обновлению в том числе и зарубежного театрально-декорационного искусства.
С 1910-х годов в театрально-декорационное искусство проникли авангардистские тенденции. В русских экспериментальных спектаклях, в декорациях художников П. Н. Филовова, И. С. Школьника, В. Е. Татлина, К.С. Малевича применялись приёмы футуризма, примитивизма, кубизма и пр. Развитие театрально-декорационного искусства двадцатого века являет собой сложное переплетение разнообразных тенденций, художественных течений, авторских разработок. В театрально-декорационном искусстве XX в. необычайно обогатилась сценическая техника: используются синтетические материалы, люминесцентные краски, коллажи, фото- и кинопроекции, системы зеркал, сложнейшие световые партитуры и т.д.
В 1960-е г. большое внимание почти повсеместно уделялось «внесценной» декорации, сцене-арене (в СССР разрабатывавшейся ещё с конца 1920-х г. Мейерхольдом и Н.П. Охлопковым). 1970-е г. характеризуются всё более интенсивным применением мотивов, навеянных народным искусством (обрядовых масок-гримов, костюмов марионеток, кукол, иногда достигающих гигантских размеров и становящихся органической частью декорации). Однако стремление создать на драматургической канве независимое сценическое произведение, во многом являющееся свободной фантазией режиссёра или художника-декоратора, приводит многих мастеров театрально-декорационного искусства к разрушению целостного театрального образа.
Эскиз декорации к трагедии У. Шекспира «Макбет». Г. Крэг. 1906 г.
|
Эскиз декорации к опере А.А. Давыдова "Сестра Беатриса". Н.К. Рерих.
|
Декорация теларийной сцены по Й. Фуртенбаху. 1640 г.
|