КоБрА
(CoBrA - аббревиатура из названий городов Копенгаген, Брюссель и Амстердам )
Европейское авангардистское движение, активное в 1949—1952 г. Название было придумано в 1948 году Кристианом Дотремоном по первым буквам родных городов участников движения: Копенгаген (Ко — Co), Брюссель (Бр — Br), Амстердам (А — A). "КоБрА" была основана 8 ноября 1948 г. в задней комнате кафе Нотр-Дам Отель бельгийскими критиками Кристианом Дотремоном (которому и принадлежит идея такого названия) и Жозефом Нуаре, датчанином Асгером Йорном, голландцами Карелом Аппелом, Констаном и Корнейем; в марте 1949 г. к ним присоединился бельгиец Пьер Алешински.
Художникам из группы «Кобра» присущи полуабстрактные полотна с яркими цветами, искажённые человеческие фигуры, вдохновлённые первобытным и народным искусством. Художники также брали за основу детский рисунок, скандинавскую мифологию. Они пытались выработать абстрактный язык форм, который мог бы в большей степени, чем сюрреализм, выражать бессознательное. «Кобра» сыграла значительную роль в развитии ташизма и европейского абстрактного экспрессионизма. Группа также оказала влияние на европейскую социальную и политическую жизнь, развивая критику современного ей общества холодной войны.
Само происхождение "КоБры" свидетельствует об исключительно нонконформистском характере движения: Дотремон и Нуаре были членами Революционного центра сюрреалистов в Бельгии, Иорн - Датской экспериментальной группы, Констан, Аппел и Корней - Голландской экспериментальной группы, основанной в начале 1948 г., чьим рупором был журнал «Рефлекс». Сюрреалистский дух движения (стремление к коллективной и спонтанной работе) соответствовал экспериментальной тактике молодых художников послевоенного времени против догматизма геометрической абстракции и социалистического реализма.
Вскоре возникли и первые контакты: в 1946 г. в Париже Констан встретил Йорна, благодаря чему была создана связь между Амстердамом и Копенгагеном. Голландские художники выставлялись вместе с датчанами, представителями старшего поколения: Йорном, Карлом Хеннингом Педерсеном, Эльзе Альфельт, Эйлер Билле, Эриком Ортвадом, скульпторами Хенри Херупом и Эриком Томмесеном, а также Эгиллом Якобсеном, Могенсом Балле и Сваваром Гуднасоном. Йорн, Якобсен и особенно Педерсен ("Желтая птица", 1943 г., Ольборг, музей) привнесли в группу свою тематику и свободу поэтической интерпретации, где образы Кандинского, Клее и Миро смягчены и поглощены живыми традициями скандинавской народной живописи - солнце, луна, женщина и птица, но чаще полунаивный, полуфантастический животный мир стал излюбленным мотивом художников "Кобры".
Сюрреалистические опыты Дотремона и Нуаре, в свою очередь, выражены в литературной и художественной экспрессии у Иорна, Корнейя, Констака, Алешински и Педерсена, который в 1945 г. опубликовал свои "Droemmedigte", "поэмы-мечты", в сопровождении литографий. Кроме того, появлялись и совместные работы: "Шевелюра вещей", "Живопись слова" Иорна и Дотремона (1948-1953 г.), "Кобра-модификация" (1949 г., частное собрание; в создании этой картины участвовали Йорн, Констан, Аппел и Корней). "КоБрА" издавала журнал (вышло 10 номеров), брошюры ("Маленькая Кобра"), листовку "Совсем маленькая Кобра", а также 15 небольших монографий на датском и французском языках (Копенгаген, 1950 г.).
Инициаторы движения хотели, чтобы оно было открыто для опытов, представляющих некий аналог их собственных исканий, при этом уважая двойственный, международный и экспериментальный характер "Кобры". Вскоре движение пополнилось членами Голандской экспериментальной группы Роскенсом, Брандсом, Волвекампом и позже Лусебертом, а также исландцем Гуднасоном, англичанином Стефеном Гилбертом, немцем Карлом Отто Гёцем, американским скульптором японского происхождения Таири, шведом Эстерлином и другими.
В марте 1949 г. на Семинаре по изящным искусствам в Брюсселе прошла первая выставка "Кобры", вслед за которой были открыты экспозиции движения в Городском музее в Амстердаме (ноябрь 1949 г.) и во Дворце изящных искусств в Льеже (октябрь-ноябрь 1951 г.), в организации которой участвовали Миро, Базен, Лам, скульпторы Джакометти и Лардера. Малый Фестиваль экспериментальных и абстрактных фильмов прошел во время последней выставки "Кобры", после чего движение прекратило свое существование.
"КоБрА" включала в себя большое количество участников и самые разные тенденции - от лирической абстракции до поэтической фигурации, окрашенной сюрреализмом Клее и Миро. Однако для датчан (в особенности Якобсена и Педерсена) "КоБрА" была лишь этапом их творческого развития, начавшегося задолго до того, который подтвердил зрелость их искусства.
Для голландцев и Алешински "КоБрА" была точкой отсчета, и хотя их манеры часто близки друг другу, они предвещают будущие индивидуальные черты каждого из художников. Корней и Констан проводят различные эксперименты. Первый, поклонник сюрреалистической поэзии и Башляра ("Всюду даль, золотые глаза", 1949 г., частное собрание), черпает свое вдохновение, как и его друзья, из окружающего повседневного мира, города и его лиц, современного Амстердама ("Город-воспоминание: Амстердам", 1950 г., Харлем, музей Франса Халса).
На протяжении трех лет существования "Кобры" его страстный характер почти не изменился. "Кобра", европейское движение, объединявшее в себе все современные художественные тенденции (абстракция, сюрреализм, экспрессионизм), отличается от всего того, что ей предшествовало. Вместе с тем "Кобра" - ассоциация художников и поэтов Северной Европы - противостояла парижской эстетике, но своей столицей избрала именно Париж, а своим языком общения - французский, давая таким образом пример уникального культурного симбиоза в XX в. Произведения художников "Кобры" представлены в музее в Ольборге, музее Франса Халса в Харлеме, в Городском музее в Амстердаме.
Летящий вор. А. Йорн. 1958 г.
|
Множество мелких предметов. П. Алешинский. 1967 г.
|
Композиция. Э. Билле. 1950 г.
|