Шинуазери
(шинуазри или китайщина, от французского chinois — китайский; по-китайски «шине» — шёлковая ткань с пёстрым цветочным рисунком)
Пронизанные экзотикой китайские мотивы и стилистические приёмы средневекового искусства в европейской живописи, в декоративно-прикладном творчестве (интерьеры, фарфор и фаянс), также как и в архитектуре 18 века.
Шинуазери является стилевым направлением, получившем своё развитие, как ветвь стиля рококо. В течение трёх столетий (с XVII по XIX в.) влияние китайской культуры ощущалось и в период господства барокко и рококо, и во времена Регентства.
Художники, работавшие в этом направлении, создавали изящные и несерьёзные пасторальные картины. Персонажами подобных «китайских» сюжетов были императоры, их наложницы, танцоры и воины.
Живописцы стиля рококо не преследовали цель показать жизнь в её реальном воплощении: их мир был достаточно иллюзорен и имел с действительностью мало общего. Китай на полотнах Франсуа Буше, скорее, похож на Версаль Людовика XV — главного заказчика подобных картин.
Спонсором фарфорового производства во Франции была фаворитка Людовика XV — маркиза де Помпадур. Она же была большой поклонницей шинуазри в живописи: по её заказу Франсуа Буше создал серию картин на «китайскую тему».
Китайский стиль, или шинуазери, является одним из самых сильных и устойчивых течений в европейской эстетике. Рассказы Марко Поло и купцов семнадцатого XVII в. о своих удивительных приключениях лежали у истоков этого стиля. Фантастический мир Китая — таинственный Восток — воспламенял воображение европейцев манящими видениями экзотической страны. Возбуждение при виде роскоши и блеска восточных товаров перерастало в лихорадочный ажиотаж, по мере того как в европейские страны стали проникать предметы из Поднебесной.
В конце XVII в. аристократическую Европу охватило увлечение китайским фарфором. Золотая и серебряная посуда продолжала считаться признаком роскоши и богатства, однако, она уже не могла конкурировать с тонкими и лёгкими фарфоровыми изделиями. Более того, посуда из фарфора была более гигиенична: не представляло никакого труда отмыть её гладкую поверхность. Китайские декоративные вазы также заняли почётное место в королевских дворцах.
Европейский фарфор был изобретён в Саксонии в 1708 г., а первая фарфоровая фабрика открылась уже в 1710 г., в Мейсене. Саксонские мастера на тот момент не пытались создать нечто своё, они поначалу лишь копировали «китайский стиль».
На фоне этого увлечения фарфором, возник интерес к китайской изобразительной традиции. Однако этот интерес был крайне поверхностным, без проникновения в восточную философию, в глубинный смысл древнего искусства. Знания о Китае у европейцев были тогда крайне скудными, поэтому мастерам XVIII в. приходилось домысливать и фантазировать, используя собственные представления. Примерно в это же время в Европе возникает культура чаепития.
В XVIII в. увлечение китайским стилем при французском дворе привело к его распространению по всей Европе: от Палермо до Санкт-Петербурга. В Англии, питавшей не меньшее пристрастие ко всему китайскому, также с удовольствием украшали дома и парки изделиями в стиле шинуазри, изготовленными в английской манере.
Во Франции, Германии, Англии, России устраивались китайские кабинеты с росписями панно и плафонами на китайские темы, с имитацией китайских лаков; там же располагалась мебель с китайскими мотивами и предметы фарфора, подражавшие китайским образцам.
Фигуры китайцев с музыкальными инструментами среди ажурных фантастических строений и забавных китайчат на фоне условных пейзажей украшали вполне европейской формы чашки, блюдца, тарелки, грушевидные кувшины и разнообразные табакерки «виноградовского» периода.
Источником для подобных композиций могли служить кобальтовые росписи китайского фарфора XVIII в. с изображением мальчиков, играющих в саду. Но если в Китае подобные изображения символизировали пожелание мужского потомства и процветания семьи, что было связано с культом предков, то в росписях русского фарфора подобные сюжеты обретали лишь вид забавных гротесков. Такое, присущее стилю рококо изображение «неуклюжих» большеголовых фигурок в мешковатых одеждах, наблюдающих за полетом птиц, ловящих сачком бабочку, строящих карточный домик или играющих на музыкальных инструментах, было очень далеко от живых экспрессивных персонажей в композициях на китайском фарфоре.
Частные фарфоровые заводы, число которых к середине XIX в. приблизилось к шестидесяти, внесли значительный вклад в процесс стилевых поисков историзма. Художники этих производств активно использовали дальневосточную тематику в декоре выпускаемых изделий. Но примером для них, чаще всего, служили не подлинные китайские или японские произведения, а композиции, разработанные ранее в изделиях ведущих европейских производств.
В начале XX в. возник интерес к эстетике рококо. Особым образом это выразилось в творчестве Константина Сомова. В его «галантном мире» оживают не только дамы и кавалеры ушедшей эпохи, но и стиль шинуазери — китайские фонарики, ширмы, яркие ткани.
В эпоху арт-деко шинуазри вновь пользовался спросом. Особенно это заметно в декоративно-прикладном искусстве 1920-х — 1930-х г.: в форме пепельниц, ламповых плафонов, чернильниц, а также в оформлении фарфоровой посуды. Лидером фарфоровой индустрии, использовавшим эстетику шинуазери в то время была венгерская фирма Herend.
В тоталитарной сценографии с её избыточной декоративностью часто эксплуатировались наработки мастеров рококо. В немецком фильме «Девушка моей мечты» (1944 г.) были использованы стилистические приёмы шинуазери XVIII ст.
В настоящее время, на волне общеевропейского увлечения китайскими философскими учениями, боевыми искусствами и традициями фэн-шуй вновь возникает интерес к шинуазери.
Бульйонная чаша. А. де Сент-Никола. I половина XVIII в.
|
Чайный столик с подносом. I половина XVIII в.
|
Дама и служанка. Ф. Буше. 1742 г.
|