A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Ню


(по-французски nu — обнажённый)

Венера перед зеркалом (Тициан, 1555 г.) Жанр изобразительного искусства, посвященный обнаженному (женскому и мужскому) телу. Значительное место в жанре ню занимают работы с обнаженной натурой эротической направленности (эротика). На протяжении многих веков ню является одним из основных жанров в искусстве. Ню не является академической штудией (служащей учебным целям или подготовительным материалом к картине) и носит, как правило, гедонистический характер. В своём развитии ню тесно связан с изображением обнажённого человеческого тела и воплощает идеал красоты данной страны и эпохи, утверждает ценность земного, чувственного бытия.

В живописи жанр ню возникает в эпоху Возрождения и связано с бытовым, мифологическим, историческим и аллегорическим жанрами. Обнаженная женщина у Тициана, Корреджо, Джорджоне и прочих является выражением прекрасного начала, идеального представления о красоте, её изображение навевает поэтически-философские ассоциации. Формирование ню как жанра происходит в 17 в. с распространением идей сенсуализма: изображения нагого тела проникаются откровенно чувственным началом.

В произведениях П.П. Рубенса пышные барочные формы, наполненность жизнью изображения юной прелестной женщины говорит о радостном и чувственном восприятии мира («Шубка», ок. 1638—1640 г., Художественно-исторический музей, Вена). Изображение обнажённого женского тела стало главной темой в картине Веласкеса «Венера с зеркалом» (1651 г., Национальная галерея, Лондон). Рембрандт отказывается от идеализации модели, трактует ню в интимно-бытовом плане («Женщина, входящая в воду», 1655 г., Национальная галерея, Лондон).

В 18 веке жанр ню характерен для искусства французского рококо (ню Буше – кокетливые и изящно-грациозные, наполненные вызывающей чувственностью). В 1-й половине 19 в. Ж.О.Д. Энгр пытался противопоставить буржуазной действительности идеальные, классические каноны красоты («Источник», 1856 г., Лувр, Париж). В середине 19 в. салонно-академические живописцы А.В. Бугро, А. Кабанель и другие применяют ню для создания эклектических, проникнутых слащавостью произведений.

Олимпия (Э. Мане, 1863 г.)В противовес им ранние ню Г. Курбе подчёркнуто демократичны. Э. Мане разрывает в конце концов мифологическое обрамление ню, изображая модель в современном окружении. («Олимпия», 1863 г., Музей импрессионизма, Париж). В произведениях О. Ренуара нагое женское тело трактуется в единстве с пейзажем, изображается купающимся в свете и воздухе («Ню на солнце», 1876 г., Музей импрессионизма). Более лирически-камерны ню П. Боннара. В искусстве двадцатого столетия ню связано с исканиями новаторских средств выражения в искусстве (Ж. Руо, П. Пикассо, А. Модильяни, К. ванн Донген и др.), что приводит к усилению экспрессивности образа, но зачастую сводится лишь к формальному экспериментированию.

В истории нет определённой даты зарождения жанра ню в фотографии. Известно, что в начале 1840-х г. в Париже появились выставки «дагеротипных изображений» обнажённой натуры. Примерно в это же время живописцы начали использовать фотографии обнажённых тел. Одним из ведущих художников жанра, использовавших фотографии в 1850-х г., был Валлу де Вильнев; его труды повлияли на творчество многих более поздних художников, особенно на Г. Курбе.

Как правило, фотографии поначалу представляли собой всего лишь альбуминовые или калотипные отпечатки. Пространство для съёмки обычно было заполнено античными скульптурами с нейтральным фоном. И лишь в конце века появились фотографии обнажённых тел на открытом воздухе. Открытие в 1851 году фотомонтажа немного расширило возможности для авторов ню. Путём печати снимка с нескольких коллодиевых негативов создавались различные несуществующие образы (например, русалки).

Каждый новый этап в развитии фототехники приводил к заметному количественному увеличению снимков обнаженной натуры. Если в 1860 г. в мире было сделано порядка 5 тысяч эротических снимков, то к 1899 г. эта цифра достигла 30 тысяч. В 1870 г. в Англии выходит тираж первой в мире эротической почтовой открытки. В это же время в Европе рождается мода на экзотическое этническое "ню"— фотографии обнаженных папуасов. На 1900-е г. приходится пик популярности снимков с томными нимфетками, а возрождение Олимпийских игр в 1910-х г. вызывает к жизни новое течение в "ню" — спортивную фотоэротику.

Черно-белое ню Если рассматривать эволюцию наиболее значимых работ в жанре фотографического "ню," то явно заметна тенденция перехода от строгого академизма, заимствованного у живописи конца XIX — начала ХХ века, к современному состоянию, которое можно охарактеризовать как полная свобода выбора идей и сюжетов.

В конце века участились случаи судебных разбирательств, связанных с распространением и выставок фотографий обнажённых тел. Вопросы о том, где кончается эротика и начинается порнография, остаются нерешёнными до сих пор, поэтому отношение общества к жанру постоянно менялось. Так же менялись и представление о женской красоте — в конце XIX века акцент ставился на томных барышень, начало XX века дало путь славе танцовщицам кабаре, на смену которым в 20-х годах пришли изящные спортсменки. Ближе к 40-м годам появилось новая тема жанра — ню в движении. Её первооткрывателем стал Гербах Рибике.

Условно "ню" можно разделить на 2 вида.

Арт ню (по-английски art nude) — художественная обнаженная съемка. Этот термин чаще всего применяется к фотографиям, где обнаженная натура показана артистично, со вкусом. Нередко фотографы, работающие в этом жанре, используют черно-белую пленку, применяют игру света для придания своим работам большей артистичности, драматизма или даже мистичности. Такие снимки скорее предназначены для художественных галерей, чем для журнальных публикаций.

Эротическое "ню" (по-английски erotic nude) — эротическая обнаженная съемка. В отличие от художественной, не ставит перед собой цели затронуть высокие струны человеческой души, а стремится привлечь внимание и вызвать сексуальное желание показом красивой обнаженной натуры.

Ню (О. Титяев)
Ню. О. Титяев.

Ню под дождем (Я. Маклайн)
Ню под дождем. Я. Маклайн.

Рождение Венеры (Ж.О.Д. Энгр)
Рождение Венеры.
Ж.О.Д. Энгр.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.