Гнедич Петр Петрович
(18 октября 1855 г., Санкт-Петербург — 16 июля 1925 г., Ленинград)
Русский писатель, драматург, переводчик, историк искусства, театральный деятель; внучатый племянник Н.И. Гнедича. В 1866 г. Гнедич поступил в 1-ю Петербургскую гимназию, в старших классах которой принимал деятельное участие в издании рукописного журнала, в нем он помещает свои первые рассказы, повести и фельетоны. С 1875 г. по 1879 г. Гнедич - студент Императорской Академии художеств, которую окончил с серебряной медалью за композицию "Смерть Иоанна Грозного". В 1877 г. в журнале "Нива" появляются первые публикации Гнедича: рассказы (из гимназического журнала) "Во тьме" (№ 7) и "Сосредоточилась" (№ 10). Вслед за рассказами Гнедич пишет первую пьесу "Дверей не заперли" (1878 г.) для благотворительного домашнего спектакля, под названием "Птичка в западне" ее поставил в свой бенефис актер Александрийского театра М.М. Петипа. В 1880 г. во время путешествия по Малороссии и Волге Гнедич написал комедию "Затишье (картины из деревенской жизни)", главным героем которой выводит студента-медика, нигилиста "из совсем новых людей", называющего брак "взаимным обманом с приложением церковных печатей". Пьеса была отклонена петербургским театрально-литературным комитетом для постановки на императорской сцене как "крайне радикальная", причем возмущение вызвал не только образ студента Челиканова, но и главная героиня - молодая, радикально настроенная дочь богатого степного помещика Соня Тяпушина. В ней увидели сходство с В.Н. Фигнер и Н.А. Армфельд -- героинями громких политических процессов. Тем не менее в декабре 1881 г. с огромным успехом прошла премьера этой пьесы под другим названием - "На хуторе" в частном театре А.А. Бренко и в Московском Пушкинском (лишь в 1883 г. пьеса была поставлена в Александрийском театре). Всего она выдержала около 500 представлений.
С этого времени Гнедич, несмотря на успех его первых пьес, в течение пяти лет их не пишет совсем, хотя и окончательно укрепляется в решении посвятить себя именно литературе (а не живописи). Он работает над записками по истории искусств, которые издает в 1885 г. Позднее (в 1897 г.) перерабатывает их в обширный трехтомный труд "История искусств (зодчество, живопись, ваяние)" - один из первых в России искусствоведческих трудов для широкого читателя. На основе культурно-исторического метода здесь прослеживается мировая история искусств с древнейших времен. Написанная прекрасным литературным языком и богато иллюстрированная, книга выдержала 4 издания и принесла автору пожизненное звание члена Общества поощрения художеств. С этого времени Гнедич начинает активно печататься. В 1885 г. выходит его первый сборник "Повести и рассказы", появляются многочисленные публикации в газетах "Новое время" и "Санкт-Петербургские ведомости", в журналах "Нива", "Русский вестник", "Исторический вестник", "Северный вестник", "Артист", "Книжки Недели" и др. Второе издание этого сборника выходит в 1892 г., следом за ним "Новые рассказы", затем вышло еще 6 сборников, с интервалами в два года. Фельетоны Гнедича объединены в сборник "Песьи мухи". В период с 1892 по 1900 годы Гнедич публикует четыре романа: "Китайские тени" (1894 г.), "Ноша мира сего" (1897 г.), "Туманы" (1899 г.), "Купальные огни" (1900 г.). Это романы - обозрения современной жизни, нравов, прослеживающие увлечения интеллигенции толстовством, богоискательством, духоборством, теорией "малых дел" и др.
Наибольшую популярность и известность Гнедич получил как драматург. Им написано около 40 пьес, которые с успехом шли почти на всех сценах (за исключением "Декабриста", написанного в 1908 г., но запрещенного цензурой и поставленного на сцене Малого театра лишь после революции, в 1918 г.), среди них - и бытовые комедии, и психологические драмы. Драматургии Гнедича практически чужда тенденциозность, он не предлагает ответов на общественно-политические вопросы времени. Считая себя сторонником "чистого искусства", Гнедич стремился писать беспристрастно, хотя несомненна его общая либеральная ориентация. Пьесы Гнедича во многом традиционны, но в них есть и развивающиеся на рубеже XIX - XX в. в драматургии склонность к психологическому подтексту, некоторая импрессионистичность (изображение характера несколькими штрихами). Большим успехом пользовалась его одноактная пьеса "Горящие письма" (1887 г.), привлекшая К.С. Станиславского тонкой психологической игрой и выбранная для режиссерского дебюта в 1889 г. в Обществе искусства и литературы; в этом же спектакле дебютировала В.Ф. Комиссаржевская. Гнедич-драматург обращается и к русской старине, им написано 7 исторических пьес. Первая - комедия "Венецейский истукан (Картины московской жизни XVII века)" (1893 г.) - написана в манере пьес В.А. Крылова: незатейливые повороты легкой любовной интриги, помещенной в исторический антураж. Однако позднее Гнедич пишет более глубокие по своему историзму пьесы, отражая в них разные эпохи. Это семейная хроника 1812 г. "Разгром" (1896 г.), пьеса времен Александра I "Перед зарей" (1910 г.), "Светлейший" (1911 г.) - о Г.А. Потемкине, "Ассамблея" (1912 г.) - о Петре I и др. Успеху исторических пьес Гнедича способствовала его искусствоведческая эрудиция, его мастерство стилизатора.
Гнедич не только любит и знает театр, он органически связан с ним всей своей жизнью. Уже в первых своих пьесах он выступает как актер и художник - пишет эскизы к костюмам и декорациям, позже - он режиссер, художник-сценограф, театральный деятель. В 1891 г. избирается членом вновь сгруппированного Театрально-литературного комитета при Дирекции Императорских театров. С 1901 г. по 1908 г. - заведующий репертуаром и управляющий труппой Императорского Александрийского театра. О своей жизни, богатой впечатлениями, встречами с известными писателями, актерами, деятелями сцены, Гнедич живо и увлекательно рассказал в мемуарах ("Книга жизни", 1929 г.).
Гнедич известен и как переводчик многих пьес Шекспира, Мольера и других. Снабженные литературно-художественными комментариями, близкие к первоисточнику, стилистически совершенные, эти переводы привлекали режиссеров: "Проделки Скапена", "Лекарь поневоле" Мольера, "Усмирение строптивой", "Зимняя сказка" Шекспира и другие шли на столичных сценах в переводах Гнедича. А в постановках "Гамлета" в Александрийском и Малом театрах "с новым переводом Гнедича появляются и новые Гамлеты".
Экслибрис П.П. Гнедича.
|
Повесть "Деньги" в журнале "Нива". 1901 г.
|
Успех комедии "Ассамблея" П.П. Гнедича.
|