Темперная техника
(от итальянского temperare — смешивать краски)
Самостоятельная, своеобразная техника живописи, отрабатывавшаяся в течение веков. Сегодня темпера не является основным живописным материалом, а используется для смешанных техник (известны с XVI века), используется художниками, «уставшими» от масла, художниками, ищущими новые изобразительные средства для выражения своих идей. Работа с темперой не требует соблюдения строгих канонов и позволяет создавать живописные эффекты недоступные при использовании других средств. Живописец свободен в выборе техники, тем более что темпера позволяет писать очень жидкими красками, как в традиционных средневековых техниках, так и пастозно подобно маслу.
Темперная живопись берет свое начало от фаюмских портретов, написанных восковыми энкаустическими красками. Ее развитию и распространению весьма способствовала иконопись. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. Как полагают исследователи техники живописи, первыми стали пользоваться желтковой темперой именно византийские мастера, работая этими красками до XVI века включительно, а в России они были распространены до конца XVII столетия. Темперными красками писали свои великие произведения выдающиеся итальянские мастера Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль, Корреджо, Микеланджело, Тициан и другие. Однако некоторые итальянские живописцы пользовались и смешанной техникой, применяя и масляные краски, что известно по исследованиям картин, написанных еще до XVII века.
Только в XVIII веке темперные краски и краски на клеевой основе вытесняются масляными. Темпера осталась лишь в иконописи, а клеевые краски — в декорационной живописи. Про темперную технику Ю.И. Гренберг пишет следующее: "Темперная живопись старых мастеров была многослойной. Поэтому художественный замысел живописца мог быть воплощен целиком лишь в том случае, если были выполнены с начала до конца все строго предусмотренные правилами операции. На подготовленную под живопись доску в пределах контура рисунка мастер наносил краску, покрывая ровным слоем отдельные участки в границах каждого тона.
Этот процесс происходил в определенной последовательности, сначала писали фон и окружающую обстановку — пейзаж, архитектуру, одежды, а затем обнаженные части тела. Темпера несовместима с пастозным письмом, так как нижние слои легко расплываются, если они не просохли. Поэтому при работе темперой каждый последующий слой наносился лишь после того, как хорошо просыхал предыдущий. Дело упрощалось благодаря тому, что нанесенные тонким слоем темперные краски быстро сохли, а последовательная расколеровка поверхности позволяла практически не прерывать работу".
Темпера на желтке или смеси желтка с варёным маслом или масляным лаком используется чаще в станковой живописи. Основной техникой станковой живописи в средние века была темпера на яичном желтке (для предохранения от порчи в краски добавляется квас или пиво, уксус, сок фигового дерева, сухое белое вино). Русские иконописцы и западноевропейские мастера писали на хорошо просушенных досках (липовых, дубовых, пальмовых, кипарисовых и т.д.). На проклеенную доску наклеивался тонкий холст (паволока) на которую накладывался слоями грунт (левкас) из животного клея и мела. Ярким примером иконографии является Владимирский образ Богородицы написанный Евангелистом Лукой в I веке н.э. В современном искусстве темпера применяется для станковых и декоративно-прикладных работ. Темпера отличается значительной прочностью; краски её хорошо сохраняют свой цвет и тон.
Техника монументальной темперной живописи.
Перед росписью готовят эскиз, выполненный в цвете, а затем картон в натуральную величину, устанавливают на место будущей росписи, внося в эскиз исправления и дополнения, увязывая его с общей композицией интерьера. По картону снимают кальки, нанося основные линии рисунка, по которым делают проколы и, приложив кальку к поверхности, переносят на нее рисунок тампоном.
При росписях большого размера с картона делают несколько калек, расчленяя роспись на отдельные участки. Смежные листы кальки размечают так, чтобы при перенесении рисунка на поверхность без затруднений совмещались отдельные листы, не искажая рисунка. Орнаментальную роспись темперой выполняют и по трафарету, выписывая отдельные детали по трафаретам, укладываемым на заранее наложенный фон, который служит одновременно и грунтовкой поверхности, а затем выполняют и саму роспись по остальным трафаретам, в зависимости от площади, занимаемой тем или иным цветом, и его значения в росписи.
Весьма часто на фоне по трафарету намечают светлым тоном только очертания рисунка, а затем прописывают теневые места, делают растушевку тональных переходов и прокладывают блики кистями разного размера. Темперные краски после высыхания светлеют незначительно, если связующего в составах взято в достаточном количестве. При выкрасках на стекле высохшая пленка краски с нормальным количеством связующего дает при трении рукой блеск, а при покрытии лаком не темнеет. Изменения в цвете свидетельствуют о недостатке связующего вещества. Поэтому эмульсии не следует разбавлять водой, а при подборе рабочей консистенции составов не применять воду, пользуясь для этого только рецептурной эмульсией. Законченную темперную роспись для большей сохранности, предохранения от копоти и пыли покрывают тонким слоем светлого лака — тогда чтобы возобновить утраченную свежесть росписи, достаточно будет протереть ее влажной тряпкой.
Георгий с житием. XVI век.
|
Дверь в иллюзии. М. Зайцева.
|
Окно в лето. Г.Г. Грушина.
|